Три экспортных продукта подарила в прошлом году Британия миру, пишет в четверг The Guardian. Это - Фродо Баггинс, герой фильма "Властелин колец", Гарри Поттер, герой фильма "Гарри Поттер и философский камень", и премьер-министр Тони Блэр.
Как замечает газета, они имеют общую черту - патриархальную приверженность ко всему английскому. Пасторальный пейзаж родины хоббита Фродо - это типичный уголок старой доброй Англии в начале 20 века. При этом, пишет газета, сам Фродо - натуральный английский солдатик, отправляющийся в поход против Кайзера, Гитлера, а то и самого Сталина.
Что касается Гарри Поттера и его "Философского камня", то, если не обращать внимания на лишние детали, его мир - это типичная частная английская школа для хороших мальчиков.
Если же говорить о Тони Блэре, то, отмечает издание, никакой дипломатический блеск не может скрыть того факта, что Блэр по-прежнему - типичный образец выпускника частной британской школы. Об этом, пишет Guardian, говорит и поведение Блэра, и его английский язык. Но главное - это его озабоченность идеей британского лидерства, которая принимает форму навязчивой.
Несмотря на то что, по мнению газеты, нет ничего плохого в традиционной приверженности к "английскому стилю", именно она может повредить премьер-министру. Guardian определяет сразу две опасности для Тони Блэра.
Первая состоит в том, что, несмотря на все попытки предстать лидером XXI века, Британия в глазах мирового сообщества выглядит страной, цепляющейся за свое прошлое. Например, как это происходило на варшавской встрече европейских лидеров.
А вторая проблема в том, что, говоря о возрастающей роли Британии в мире, Блэр упустит решение задачи, которая, по мнению Guardian, наиболее важна для Британии на международной арене, - отношения с европейскими странами и место Британии в новой Европе.
Наряду с такими внутренними проблемами, как транспорт и здравоохранение, именно отношения с Европой станут для Блэра оценкой его второго премьерского срока, пишет газета. "Чтобы выстоять нужно не формулировать национальные интересы или интересы мирового сообщества, а действовать в одном направлении с Европой. Лидеры европейских государств хотят знать, как их страны могут стать более преуспевающими, цивилизованными и безопасными. Они хотят знать от британского лидера, как он в этом может помочь. Они меньше хотят слышать об Англии в Европе, чем о просто Европе", - резюмирует газета.