Патологоанатомы заявляют, что раскрыли тайну смерти французского императора Наполеона Бонапарта, который провел последние годы жизни в безвестной ссылке на острове Святой Елены. Ученым удалось снять обвинения в убийстве Наполеона с ближайшего окружения императора, и спустя почти 200 лет поставить единственно верный диагноз - корсиканец умер от тяжелейшей формы рака желудка.
На протяжении двух веков кончина Наполеона Бонапарта 5 мая 1821 остается предметом жарких научных дискуссий. Однако последнее исследование, результаты которого были опубликованы несколько дней назад, судя по всему, завершает длинный список научных работ по этой проблеме, пишет французская Le Figaro.
Команда американских, швейцарских и канадских патологоанатомов досконально изучила все исторические источники в свете современных медицинских знаний. В результате они пришли к неутешительному выводу о том, что даже в наши дни медицинский прогноз по подобному клиническому случаю был бы очень осторожным, а шансы выжить для пациента – минимальными (полный текст на сайте InoPressa).
Последнее научное исследование причин смерти Наполеона убедительно доказывает, что он умер на 52 году жизни от рака желудка на завершающей стадии развития болезни, вызванной язвой бактериального происхождения. В свое время такой диагноз врачи просто не могли поставить, поскольку в начале XIX века желудочные опухоли если и были известны науке, то об их бактериальном происхождении никто еще ничего не знал.
Влияние бактерии Helicobacter pylori на возникновение язв было открыто двумя австралийскими медиками в 1980-е годы, за что они даже получили Нобелевскую премию по медицине в 2005 году.
Исследуя случай Наполеона, ученые изучили медицинские свидетельства о вскрытии 1821 года и об эксгумации 1840 года, перед тем как корабль Belle-Poule доставил останки сосланного императора во Францию, где они были помещены в Дом инвалидов (ветеранов наполеоновских войн). Патологоанатомы проанализировали также воспоминания его близких и прикомандированных медиков.
Как определили ученые, существенным фактором в развитии желудочного недуга стала плохая наследственность французского императора, поскольку его отец, Карло де Буонапарте, также умер от рака желудка.
Вместе с тем, отчет о вскрытии и клинические наблюдения за Наполеоном указывают на отсутствие каких бы то ни было признаков отравления мышьяком, хотя они должны быть при отравлении. По последним данным, мышьяк, найденный в волосах покойного, не был им проглочен при жизни, а попал туда откуда-то извне.
Медики затрудняются сказать, откуда именно мышьяк попал в волосы императора, однако ученые из Базеля выдвинули объясняющую гипотезу, также отвергнув версию отравления. По их мнению, в этом не было ничего необычного для тех времен. "Виноделы использовали мышьяк для очистки винных бочек, а император имел пристрастие к вину, поэтому нет ничего удивительного в том, что в его волосах есть следы мышьяка", - подчеркивается в сообщении Базельского университета.
Немаловажно, что уже в XIX веке врачи ставили диагноз серьезного желудочного заболевания. Они настолько точно описали поражения желудка Наполеона, что современные исследователи смогли их изобразить и сравнить рисунки с современными снимками 50 случаев язв и 50 случаев желудочного рака. Реконструкция показывает, что повреждения желудка Наполеона были не доброкачественными, а раковыми. Исследователи даже смогли установить стадию развития раковой опухоли, третью из четырех возможных, что говорит о тяжести болезни. Сегодня только 20% пациентов с таким диагнозом, проходящих лечение с помощью самых современных технологий, живут дольше 5 лет. Другим подтверждением этой версии является то, что, как было недавно выяснено, в последние шесть месяцев жизни Наполеон похудел на десяток килограммов.
И, наконец, согласно последнему выводу, рак желудка Бонапарта и связанные с ним повреждения имели бактериальное происхождение. Бактерия Helicobacter pylori вызвала язву, развившуюся в рак.
В заключение отметим, что полевой рацион солдата той эпохи, богатый солониной и лишенный фруктов и овощей, увеличивает риск возникновения рака желудка. К тому же известно, что Наполеон не слишком заботился о правильном питании: всегда ел торопясь, заглатывая большие куски пищи без тщательного пережевывания. Все перечисленные факторы, вкупе с отмеченной наследственной предрасположенностью и привели к бурному развитию болезни.
Любопытно, что прежде воображение не одного поколения любителей и исследователей периода наполеоновских войн будоражила гипотеза о заговоре и отравлении "корсиканского чудовища" мышьяком. Порождены эти предположения были еще слухами, распространившимися сразу после смерти сосланного императора, а в 1961 году они обрели новое звучание после исследования пряди волос с головы покойного Бонапарта: в них была обнаружена довольно крупная доза мышьяка. Последующие исследования подтвердили присутствие яда. Тогда историки попытались очертить круг из предполагаемых убийц.
Самым вероятным отравителем был выбран граф Шарль Тристан де Монтолон, один из четырех близких спутников Наполеона в годы изгнания. Действительно, жизнь графа, генерала империи, которому в момент смерти Наполеона было 38 лет, была совсем незаурядной. Предполагалось, что у Монтолона могло быть достаточно мотивов для убийства.
Во-первых, ревность: прекрасная Альбина, его супруга, была благосклонна к Наполеону.
Во-вторых, алчность: оказавшись в долгах, он рассчитывал наложить руку на часть состояния императора. Якобы ему всегда были нужны деньги, и он любил жить на широкую ногу, пишет французская газета. Остается лишь неясным, как свои пристрастия к комфортной жизни он мог продемонстрировать на скалистом острове, затерянном на просторах Атлантического океана. Став за несколько месяцев до смерти душеприказчиком императора, Монтолон унаследовал после его кончины около 2 миллионов франков, что прибавило оснований для не слишком щепетильных догадок.
В-третьих, политика: Монтолон был на стороне монархистов, а значит - англичан, его тесть был приближенным графа д'Артуа, одного из главных представителей династии Бурбонов.
Несмотря на все эти предположения, теперь Шарлю де Монтолону не придется переворачиваться в гробу, утверждает Le Figaro. Даже если граф был алчным или ревнивым, он не был убийцей.