По мере усиления глобализации и нарастания общемировых проблем американские политические фонды активизируют международную деятельность. Так, вашингтонские центры аналитики, давно пользующиеся влиянием в американской среде, все чаще используют свои бренды для выхода на мировой уровень, тогда как имидж самих США падает в мире все ниже.
Среди причин экспансии американских аналитиков на мировом рынке называют стремление продвигать американские национальные интересы, желание лучше понять мир на фоне растущей глобализации, а также намерение найти решение общих проблем, среди которых - глобальное потепление и энергетическая безопасность. И наконец, аналитические центры просто ищут альтернативные источники финансирования, пишет The Financial Times.
"Это очень насыщенная сфера. Люди завалены источниками и идеями", - говорит Джессика Мэтьюз, президент фонда Карнеги за международный мир, основанного в 1910 году. При этом она признает, что ее фонд затмевают два "бастиона консерватизма" - Heritage and the American Enterprise Institute (AEI) и Brookings Institution, основанный в 1916 году (полный текст на сайте InoPressa).
В Москве фонд Карнеги открыл филиал в 1993 году, в 2005 году его деятельность достигла Китая, а в 2006 году отделение фонда было создано в Бейруте, хотя работе последнего и навредили недавние военные действия в Ливане. На очереди - создание филиала в Брюсселе, уверены в фонде, поскольку "сотрудничество с Европой жизненно необходимо для достижения целей внешней политики США".
"В нашем городе меня ужасно раздражает, что некоммерческие организации жестко распределяются справа налево на одномерной оси согласно своим политическим пристрастиям", - делится Мэтьюз, работавшая в администрации президента Джимми Картера. Она хочет, чтобы фонд Карнеги был "вне этой оси" и обращался к широкой аудитории полного политического спектра.
Под свою "Новую концепцию" фонд Карнеги надеется собрать дополнительно 45 млн долларов в ближайшее десятилетие. Почти половина этих денег уже собрана: получено 5 млн долларов от Фонда Макартуров, 10 млн долларов от Hewlett Foundation и 3 млн долларов из бюджета международной помощи правительства Британии.
Мэтьюз отметила, что в фонде Карнеги много лет шли дебаты о том, "достаточно ли чисты" российские деньги, чтобы их брать, и принимались негативные решения по этому вопросу. Позднее в фонде решили, что тогдашний глава крупнейшей нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский воспринял западные принципы в такой мере, что может стать инвестором в работе фонда. За прошедшее с тех пор время нефтяной магнат попал в тюрьму по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов в результате политически окрашенного, по мнению многих, судебного процесса. "Я не жалею, что взяла деньги", - пишет британская газета со слов Мэтьюз.
Brookings, не менее известный, чем фонд Карнеги, аналитический центр в 2006 году начал сотрудничество на базе пекинского университета Qinghua. Подобные планы строятся руководством фонда в отношении Индии и Катара. "У нас довольно хороший бренд", - свидетельствует вице-президент центра Brookings и бывший дипломат Карлос Паскуаль.
Оба вышеназванных фонда ведут строительство и набирают сотрудников на местах, принося тем самым экономическую пользу другим странам и создавая рабочие места. "Китай и Индия будут слушать китайцев и индийцев, а не американцев", - утверждает Паскуаль.
Аналитические центры в США выполняют разнообразные задачи. Все чаще их воспринимают как место для трудоустройства бывших чиновников, которые, располагая необходимыми сведениями и документами, исподволь способствуют политическим процессам в том или ином направлении. Потому конкуренция за финансирование и доступ к сотрудничеству с такими фондами напряженная.
Тем не менее, в Вашингтоне оказывается сложным оценить размер финансирования тех или иных аналитических организаций, поскольку последние имеют различную степень финансовой "прозрачности".