Le Monde: российскую элиту "колонизуют" военные и офицеры безопасности
Архив NEWSru.com
Le Monde: российскую элиту "колонизуют" военные и офицеры безопасности
 
 
 
Le Monde: российскую элиту "колонизуют" военные и офицеры безопасности
Архив NEWSru.com

В начале 90-х годов ядро российской элиты составляли в основном экономисты. Десять лет спустя в ней преобладают военные, агенты ФСБ (бывшего КГБ) и - в меньшей степени - представители деловых кругов. Это феномен приобрел общественную значимость, пишет сегодня Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru).

Социолог Ольга Крыштановская очень четко показывает это в статье, опубликованной в субботу 30 июня в газете "Ведомости". "При Путине военные и офицеры безопасности взяли в свои руки выработку национальной стратегии", - утверждает Крыштановская, возглавляющая отдел по изучению элиты Института социологии РАН. Ее статья под заголовком "Люди Путина", основана на результатах проведенного в 2001 изучения биографий 3500 представителей федеральной власти и региональных элит. Вывод автора совершенно определенен: "эти перемены могут поставить под вопрос судьбу российской демократии".

Придя к власти, Владимир Путин назначил семь человек, которые должны были представлять его в крупных регионах, выделенных специально для этой цели. У каждого из них появился свой аппарат.

Сегодня эти аппараты "на 70%" составляют военные. По данным социолога, местные управления ФСБ, МВД, налоговой полиции, а также прокуратуры, прежде находившиеся под контролем губернаторов, перешли под контроль президентских "полпредов".

За три года регионах численность кадровых сотрудников, имевших в прошлом отношение к армии или к службам безопасности, увеличилась более чем в два раза. Несколько лет назад эта тенденция встречала негативное к себе отношение. "В наши дни это истолковывается как показатель поддержки со стороны Кремля", - отмечает Крыштановская. Таким же козырем является она и в экономической сфере: 35% заместителей министра, назначенных на свои посты в экономических ведомствах в период между 2000 и 2003 годом, являются выходцами из армии или ФСБ. Большинство из них сохранило статус "офицеров действующего резерва": они имеют оклады и привилегии сотрудников ФСБ, которому они подотчетны так же, как и своему министерству.

Между "милитарократией" и "олигархией".

Еще один факт, напрямую не связанный с предпочтениями президентского окружения: зримое присутствие в политике деловых кругов. Этот феномен берет начало в ельцинскую эпоху.

Сегодня "новые русские" занимают 16% высших постов в стране; им принадлежит 17% мест в Федеральном Собрании и 5% остов в правительстве. В регионах хозяева предприятий контролируют законодательные собрания. Они составляют от 60 до 70% от общего числа местных депутатов, а власти связаны с деловыми людьми настолько тесно, что, как пишет социолог, "шансы для гражданского общества быть представленным значительно снизились".

Конечно, военные и офицеры безопасности изменились. Они модернизировались. Некоторые из них получили опыт работы в частном секторе или за рубежом. "Путинская милитарократия все же не может отказаться от необходимости контроля", - считает социолог. Из-за отсутствия разделения властей лишь деловые люди способны сопротивляться "пришествию нового авторитаризма", - полагает ученый, который задается вопросом: удастся ли Росси найти свой путь между перспективами "милитарократии" и "олигархии"?