Ливийские повстанцы взяли в плен российских журналистов: корреспондентов "Комсомольской правды" Дмитрия Стешина и Александра Коца, а также членов съемочной группы НТВ. Их захватили представители оппозиции 8 апреля около 13:10 по московскому времени возле города Адждабия, пишет "КП". Об этом журналисты успели сообщить по спутниковой связи.
"Только что они (во второй раз, около 15:00 по Москве) вышли на связь по спутниковому телефону и сообщили, что их вместе с журналистами из НТВ везут в Бенгази", - сообщил "Интерфаксу" заместитель главного редактора "КП" Андрей Баранов.
В интервью ИТАР-ТАСС он добавил: "Они (журналисты) собирались ехать в южную часть страны, чтобы посмотреть, какая там обстановка. Их долго допрашивали повстанцы. Ни журналистские удостоверения, ни разрешение на съемку на них не произвели никакого впечатления".
Корреспонденты во время второго выхода на связь успели рассказать, что их везут на двух машинах, причем повстанцы, по их словам, ведут себя корректно, но все время демонстрируют оружие. Баранов добавил с их слов, что оппозиционеры "ведут себя нервно и очень подозрительны".
По словам представителя "КП", вместе с журналистами газеты везут и журналистов НТВ. "Они также выходили на связь, но потом перестали отвечать на звонки", - уточнил Баранов.
Исходя из последней записи Стешина в блоге, он собирался прорваться в Бенгази, а затем дальше на юг вглубь страны. "Только что сообщили, что из Адждабии побежали. Уже сегодня утром, коллеги не смогли прорваться дальше зеленой арки. В Бенгази кучи машин - из Бреги, например. Политические беженцы. Все проверим завтра утром. Если вранье. поедем дальше на юг, в глубь пустыни, километров на 500. Что там творится не знает никто", - пишет корреспондент.
Стоит отметить, что Дмитрий Стешин и Александр Коц вели репортажи из Беслана, когда боевики захватили школу. Кроме того, Дмитрий Стешин известен тем, что является свидетелем по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Он был лично знаком с обвиняемыми по этому делу Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, а также входил вместе с Тихоновым в редколлегию журнала "Русский Образ".
Между тем судьбу корреспондентов "КП" выясняет российский МИД, делая все возможное для их освобождения. "Мы сейчас выясняем обстоятельства происшедшего, а также возможные пути оказания содействия в освобождении наших граждан", - сообщил источник в МИД России.
Глава МИД РФ Сергей Лавров оповещен о захвате российских журналистов в Ливии. Министр дал указание проверить эту информацию и предпринять необходимые шаги для решения ситуации, заявил "Интерфаксу" российский дипломатический источник.
Ранее в Ливии пропали журналисты The New York Times. Четверо журналистов из США были задержаны в ходе вооруженного столкновения в западной части Ливии в середине марта. Среди них были репортер Энтони Шадид, фотографы Тайлер Хикс и Линси Аддарио, а также репортер и видеооператор Стивен Фаррелл, который в 2009 году в Афганистане побывал в плену у талибов и был освобожден британскими спецназовцами.
Журналисты въехали в Ливию из Египта без виз и исчезли. Впоследствии выяснилось, что их задержали в городе Адждабия. 21 марта их освободили при содействии турецких дипломатов и вывезли в соседний Тунис.
По данным Комитета по защите журналистов на конец марта, 13 работников СМИ были задержаны властями или пропали без вести. Это четыре сотрудника арабского телеканала Al-Jazeera, два - AFP, один - Getty Images, а также шесть ливийских журналистов. Два сотрудника СМИ погибли - один ливиец и один сотрудник телекомпании Al-Jazeera.
Напомним также, что у Адждабии, где пропали российские журналисты, сейчас идут бои. Как сообщалось накануне, несколько тысяч мятежников и мирных жителей начали бегство на север к городу Бенгази, ставшему оплотом ливийской вооруженной оппозиции, добивающейся смены власти в стране. Массовый исход горожан и повстанцев из стратегически важной Адждабии вызвали слухи о приближении к городу крупных сил, верных ливийскому лидеру Муаммару Каддафи.
Выступающие против Каддафи мятежники еще 1 апреля запретили журналистам покидать Адждабию, которую называют "воротами" Бенгази, где расположился созданный повстанцами Национальный совет Ливии, который провозгласил себя единственным законным органом власти в этой африканской стране. Тогда по данным СМИ, линия фронта проходила всего в 40 километрах от Адждабии.