В австрийском отделении ООН стартовал третий раунд переговоров "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) и иранской стороны. Конечная цель переговорного процесса - выработать "всеобъемлющее соглашение" по ядерной программе ИРИ. Иранская сторона предварительно провела в Вене двусторонние встречи с делегациями России и Китая для "координации позиций", сообщил ИТАР-ТАСС источник в делегации ИРИ. От Ирана на встречах присутствовал заместитель министра иностранных дел страны Аббас Арагчи.
Глава иранского МИД Джавад Зариф ранее, в преддверии встречи, заявил, что переговоры будут сложными. Он подчеркнул, что для достижения окончательного соглашения предстоит проделать "трудную работу". "Подготовка проекта соглашения является одной из самых непростых частей в наших сложных переговорах", - заявил он журналистам в ночь на вторник, после встречи с главой внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон.
Он подчеркнул, что Иран и шесть мировых держав планируют совершить обмен мнениями по всем спорным вопросам, чтобы затем перейти к составлению совместного проекта окончательного соглашения по урегулированию ядерной проблемы Ирана. "У нас с госпожой Эштон состоялась плодотворная беседа. Мы обсуждали, каким образом будет вестись продолжение переговоров, а также остальные темы, касающиеся нынешней встречи", - цитирует Зарифа иранское агентство IRNA.
На прошедшей двусторонней встрече, по информации агентства, Зариф и Эштон изучали технический и экспертный доклад, составленный специалистами из семи стран, о реализации программы по иранскому ядерному досье. По прибытии в Вену Зариф сказал журналистам, что "на нынешнем этапе переговоров стороны намерены обсудить все остающиеся проблемы, провести обмен мнениями и суммировать ранее состоявшиеся дискуссии с тем, чтобы переговоры вступили в следующую стадию". Эштон, в свою очередь, также выразила надежду, что переговорщики будут "в состоянии сгладить разногласия, касающиеся основных вопросов.... и начать писать текст соглашения".
Как сообщает Iran.ru, соглашение должно быть выработано до 20 июля, и к этому сроку ожидается полное снятие международных санкций в отношении Ирана.
Глава делегации РФ оценил возможности переговорщиков позитивно, хотя они "не прошли и половины пути"
Возглавляющий российскую делегацию заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что достичь соглашения к назначенному сроку вполне возможно. Однако, по его мнению, нынешний раунд лишь заложит базу для работы над текстом документа, а в ходе нынешней встречи в Вене вряд ли что-то будет закреплено на бумаге, передает ИТАР-ТАСС.
"Если получится - хорошо. Если не получится - это не трагедия", - считает замминистра. По его словам, график переговоров достаточно интенсивный. "Раз в месяц мы встречаемся. Видимо, это можно будет сохранить в таком же ритме и на предстоящий период", - рассчитывает дипломат. По его словам, "уложиться в срок можно, но для этого нужно приложить дополнительные усилия".
Рябков заявил, что в целом переговорщики "не прошли и половины пути". По словам дипломата, остается ряд вопросов, которые находятся на начальной стадии рассмотрения. "Но положительно то, что эксперты, которые ведут работу на своем уровне, продвинулись в понимании того, какие проблемы нужно решить", - заметил замминистра.
Некоторые эксперты высказывают опасения, что атмосфера внутри "шестерки" может быть подпорчена из-за разногласий по украинской тематике. Однако российский дипломат заявил, что это было бы неправильно. Кроме того, он пока не заметил признаков, которые могли бы свидетельствовать о таком подходе.
Итальянский эксперт назвал возможные следствия грядущего соглашения
Достижение окончательного соглашения по иранской проблеме могло бы стабилизировать обстановку во всем ближневосточном регионе, заявил "Интерфаксу" итальянский специалист по геополитике Демостенес Флорос. По его мнению, в случае решения этого вопроса западные страны и Иран смогут конструктивнее сотрудничать по сирийской проблеме.
Кроме того, соглашение позволит Ирану улучшить экономическую ситуацию, считает эксперт. Он напомнил, что ныне в отношении этого государства действуют международные санкции, а их отмена позволит приступить к реализации ряда проектов, в том числе - привлечь инвестиции для разработки колоссальных месторождений газа.
Флорос подчеркнул, что возможный успех переговоров Тегерана с "шестеркой" также окажет положительное влияние на иранско-российские отношения.
Между тем два американских сенатора - демократ Роберт Менендес (Нью-Джерси) и республиканец Марк Кирк (Иллинойс) - заявили о готовности США восстановить санкции против Ирана, если это государство затеет "бартерный обмен" с Россией. Заявление прозвучало после того, как в воскресенье, 6 апреля, управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании Рокнеддин Джавади заявил, что Тегеран и Москва ведут серьезные переговоры по проекту поставок российских товаров в обмен на иранскую нефть, передает IRNA.
Ожидается, что третий раунд переговоров, так называемая "Вена-3", пройдет в три дня, причем уже во вторник, 8 апреля, стороны приступят к обсуждению конкретных вопросов. Координировать участников "шестерки" традиционно будет верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Иранскую делегацию возглавит руководитель МИД Джавад Зариф, американскую - замгоссекретаря по политическим вопросам Вэнди Шерман. Предыдущий раунд состоялся 17-19 марта.
В ноябре прошлого года Иран и "шестерка" одобрили в Женеве промежуточное соглашение, рассчитанное на шесть месяцев. Этим документом предусмотрено, что окончательное соглашение должно быть подготовлено в течение года с момента заключения промежуточной договоренности.
В соответствии с промежуточным соглашением, Иран обязался в течение шести месяцев приостановить обогащение урана до 20% и не обогащать его в этот срок выше пятипроцентного уровня. Иран также взял на себя обязательства избавиться от всех накопленных запасов обогащенного до 20% урана, приостановить строительство тяжеловодного реактора в Араке, не развертывать новые центрифуги для обогащения урана и расширить доступ инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. В ответ Запад выразил готовность смягчить санкции. Соглашение было достигнуто после того, как новым президентом Ирана стал Хасан Рухани.