Наблюдатели и правозащитники высказывают разные мнения по поводу того, с какой целью президент РФ Владимир Путин хочет продержать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в тюрьме еще 15 лет. Те, кто наблюдает за российской энергетической политикой, считают это способом, который поможет Кремлю захватить остатки активов ЮКОСа внутри страны и за ее пределами. Правозащитники же отмечают, что эти двое могли бы получить возможность досрочного освобождения до парламентских выборов в этом году; а новый приговор гарантирует, что Ходорковский не сплотит антипутинские политические силы сейчас или во время президентских выборов следующего года, пишет The Washington Post (полный текст на сайте Inopressa.ru).
В понедельник российская прокуратура предъявила двум предпринимателям невероятные обвинения. Реакция покладистой российской судебной системы неизбежна: признание виновными и увеличение сроков тюремного заключения для экс-миллиардера и критика Кремля Михаила Ходорковского и его бывшего делового партнера Платона Лебедева, отмечает издание.
Лебедева и Ходорковского обвиняют в отмывании 20 млрд долларов путем перевода денег из одного подразделения ЮКОСа в другое. Следствие полагает, что Ходорковский смог осуществить эту операцию в то время, когда финансовая отчетность ЮКОСа регулярно проверялась PriceWaterhouseCoopers. Прокуратура утверждает, что Ходорковский и Лебедев проводили огромные денежные суммы через компанию так, что никто и не заметил – ни экономисты, ни акционеры, ни российские власти, наблюдавшие в то время за ЮКОСом.
Как пишет уважаемое американское издание, Путин систематически подрывал институты демократии в России, одновременно устрашая своих соседей и сажая в тюрьму своих оппонентов. После обнародования новых обвинений пресс-секретарь Госдепартамента США заявил, что такое развитие событий "поднимает вопросы о приверженности России обязательствам, которые принимают все демократические страны, ориентированные на свободный рынок", и что американские политики обсудят этот вопрос с Кремлем "в должное время и на должном уровне". Однако The Washington Post сомневается, что это может повлиять на Путина.