В клинике итальянского северного города Удине умерла 38-летняя Элуана Энгларо, которая 17 лет находилась в коме
Reuters
В клинике итальянского северного города Удине умерла 38-летняя Элуана Энгларо, которая 17 лет находилась в коме В клинике итальянского северного города Удине умерла 38-летняя Элуана Энгларо, которая 17 лет находилась в коме
 
 
 
В клинике итальянского северного города Удине умерла 38-летняя Элуана Энгларо, которая 17 лет находилась в коме
Reuters
 
 
 
В клинике итальянского северного города Удине умерла 38-летняя Элуана Энгларо, которая 17 лет находилась в коме
RTV International

В клинике итальянского северного города Удине умерла 38-летняя Элуана Энгларо, которая 17 лет находилась в коме. Четыре дня назад ей прекратили искусственную подачу питания. Официально факт смерти подтвердили власти Удине и медики клиники, передает ИТАР-ТАСС.

Решение об отключении аппаратов искусственного питания принял Верховный суд Италии по настоянию отца женщины. Элуана Энгларо, которой сейчас исполнилось 38 лет, попала в автокатастрофу еще в 1992 году. В пятницу, после девяти лет разбирательств, врачи с разрешения Верховного суда и по просьбе отца пациентки приготовились отключить ее от принудительно питания.

Вскоре, однако, в дело вмешался премьер-министр страны Сильвио Берлускони. После консультаций с Ватиканом он издал чрезвычайный указ, запрещающий лишать пациентов пищи, независимо от их состояния, передает газета The Guardian. "Я не Понтий Пилат", - заявил Берлускони, намекнув, что он не станет попустительствовать "убийству".

Президент Италии отказался подписывать скандальный указ. Даже ряд политических союзников Берлускони отмечает, что премьер-министр не должен отменять решение Верховного суда. Тем не менее, если итальянский парламент успел бы ратифицировать документ, врачи были бы обязаны возобновить принудительное питание.

По словам врачей, мозг женщины повредился настолько, что она уже никогда бы не смогла вернуться в сознание. "Элуана умерла 17 лет назад", - констатирует профессор Антонио де Монте, наблюдающий за ней. Отец женщины на прошлой неделе заявил в интервью, что она сама пожелала бы умереть, если бы имела возможность выбрать.

Дело Элуаны Энгларо раскололо итальянское общество. В стране вновь заговорили о том, что католическая церковь оказывает огромное влияние на политику. В субботу папа Бенедикт XVI косвенно упомянул Энгларо в своей речи, заявив, что отнимать человеческую жизнь нельзя даже для прекращения страданий.

Лидер оппозиции Вальтер Вельтрони призвал главу правительства оставить семью несчастной женщины в покое. Он предостерег, что действия Берлускони "могут спровоцировать крайне опасный конституционный кризис" в стране. Действительно, по всей Италии уже начали проходить митинги в поддержку "права на смерть".

По данным социологических опросов, итальянцы разделились в данном вопросе поровну. 47% говорят, что Энгларо имела право умереть, 47% выступают против ее отключения от систем жизнеобеспечения. 6% граждан затруднились ответить.

Как бы то ни было, врачи продолжали уменьшать питание пациентки, постепенно заменяя пищу успокоительными и противосудорожными средствами. Ожидалось, что через четыре-пять дней процесс примет необратимый характер, и в течение двух недель сердце женщины остановится. Однако смерть наступила значительно быстрее.

Отец Элуаны - Беппино Энгларо - называет действия правительства жестоким ударом по своей семье. В настоящее время он вынужден ухаживать за женой, которая тяжело больна раком.

Эвтаназия: отключать или не отключать

Вопрос о праве на эвтаназию поднимался неоднократно, но однозначного ответа на него так и не было найдено. Поскольку государства решают проблему в индивидуальном порядке, нередко из стран, где эвтаназия запрещена, смертельно больные люди едут за границу, где совершить самоубийство можно легко и легально.

В 1993 году британская Палата лордов сочла, что врачи имеют право отключить от систем жизнеобеспечения Тони Блэнда, который находился в вегетативном состоянии с 1989 года. С просьбой об этом обратились родители мужчины и врачи.

В 1991 году жительница Канады Сью Родригез, у которой диагностировали болезнь Шарко, выступила против существующего в стране запрета на эвтаназию. После двух лет разбирательства Верховный суд Канады отказал ей в праве на смерть. Тем не менее, в 1994 году Родригез смогла найти врача, который согласился помочь ей покончить с собой.

Большую огласку получило дело Терри Щиаво из США. В течение 15 лет она не выходила из комы, в которой оказалась после сердечного приступа и последовавших затем необратимых изменений коры головного мозга. Супруг женщины добивался для нее права на эвтаназию, родители Щиаво выступали против. Разбирательство длилось семь лет и закончилось победой мужа. В 2005 году пациентка была отключена от аппарата искусственного питания.

В сентябре 2008 году 23-летний английский спортсмен Дэниел Джеймс, оставшийся навсегда парализованным из-за несчастного случая, вместе с родителями отправился в Швейцарию, где существует клиника для желающих расстаться с жизнью. Власти отказались от уголовного преследования родителей юноши, вернувшихся на родину.

В декабре 2008 года британец Крэйг Эверт разрешил запечатлеть свой уход из жизни для документального фильма "Право на смерть". Бывший университетский преподаватель страдал неизлечимым заболеванием двигательных нейронов головного мозга. Зрители смогли увидеть, как он прощается в клинике с женой, а затем принимает смертельную микстуру.

Противники эвтаназии для людей, находящихся в вегетативном состоянии, указывают на случаи, когда пациенты выходили из комы спустя многие годы. Так, британский полицейский Гэри Френч Докери, раненый в голову в 1988 году, пришел в себя спустя 7,5 лет и прожил после этого еще год. В 2003 году пошел на поправку американец Терри Уоллис, который 19 лет не мог говорить и практически не двигался.