Согласно ст.19 японского закона "О паспорте", министр иностранных дел может приказать гражданину/гражданке отдать его/ее паспорт "в тех случаях, когда необходимо отменить поездку за границу в целях защиты жизни владельца паспорта"
wikipedia.org
Согласно ст.19 японского закона "О паспорте", министр иностранных дел может приказать гражданину/гражданке отдать его/ее паспорт "в тех случаях, когда необходимо отменить поездку за границу в целях защиты жизни владельца паспорта"
 
 
 
Согласно ст.19 японского закона "О паспорте", министр иностранных дел может приказать гражданину/гражданке отдать его/ее паспорт "в тех случаях, когда необходимо отменить поездку за границу в целях защиты жизни владельца паспорта"
wikipedia.org

58-летний фотограф-фрилансер Юити Сугимото собирался поехать в Сирию, однако этого ему сделать не удалось - 7 февраля министерство иностранных дел Японии конфисковало его паспорт. Подобное в Японии происходит впервые, и ведомство заявило, что это было сделано в целях обеспечения безопасности господина Сугимото, собиравшегося отбыть в Сирию 27 февраля: террористы "Исламского государства" (ИГ) убили в конце января президента частной военной компании PMC Japan Харуно Юкаву и журналиста-фрилансера Кендзи Гото Дзюго. В свою очередь фотограф, живущий в городе Ниигата, заявил, что не планировал посещать территорию, подконтрольную ИГ, а хотел всего лишь сделать фоторепортаж из лагеря для беженцев. Тем не менее представитель МИДа Японии нанес визит Сугимото и забрал у него паспорт.

Согласно ст.19 японского закона "О паспорте", министр иностранных дел может приказать гражданину/гражданке отдать его/ее паспорт "в тех случаях, когда необходимо отменить поездку за границу в целях защиты жизни владельца паспорта", собщает газета The Asahi Shimbun.

Однако Юити Сугимото заявил, что это противоречит 22-й статье Конституции Японии, в которой говорится, что "свобода всех граждан выезжать в другие страны... должна быть неприкосновенна". Он не собирался ехать на территорию, оккупированную ИГ: среди мест, которые он планировал посетить, были недавно освобожденный Кобани, места базирования Свободной сирийской армии, а также лагеря беженцев в Турции. К тому же, добавил он, отказ от поездки в регион равносилен подчинению воле террористов. Вначале он должен был прилететь в Стамбул, где встретился бы с военным, бывшим проводником ранее убитого журналиста Кендзи Гото. Вернуться домой фотограф рассчитывал 12 марта.

Как сообщает газета The Japan Times, Генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга объявил 9 февраля, что такая мера, как изъятие паспорта, была необходима для защиты жизни господина Сугимото. На вопрос о том, будут ли изымать паспорт у всех граждан Японии, собирающихся ехать в опасные регионы, Генеральный секретарь ответил, что у министерства нет четкой инструкции на этот счет и все дела будут рассматриваться в индивидуальном порядке.

Министерство и полиция попросили фотографа отменить свою поездку, однако тот остался непреклонен. Тогда, по заявлению господина Сугимото, чиновники и полицейские пригрозили ему арестом, если он не отдаст паспорт. Этот инцидент поднял в японском обществе вопрос о том, может ли государство ограничивать свободу передвижений гражданина в целях его безопасности, или права человека должны быть неприкосновенны. Журналистское сообщество Японии возмущено данным ограничением, однако специалисты по борьбе с терроризмом и чиновники считают подобное нарушение прав необходимым при нынешних обстоятельствах.

Напомним, президент частной военной компании Харуно Юкава был убит террористами 24 января, а журналист-фрилансер Кендзи Гото - 31 января. Господин Гото отбыл в Сирию в октябре прошлого года для того, чтобы помочь освободить своего ранее захваченного друга, господина Юкаву, однако тоже был захвачен ИГ. Террористы запросили за заложников 200 миллионов долларов, которые должны были быть выплачены в течение 72 часов, однако эти условия выполнены не были: премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что никогда не пойдет на переговоры с террористами, а затребованные ими деньги выделит тем странам, которые борются с ИГ. После известия о захвате японских заложников полицейское управление Японии направило в Иорданию дополнительную группу быстрого реагирования по борьбе с международным терроризмом.

Казнив журналиста, боевики ИГ заявили в своем видеообращении, что благодаря поддержке Японией коалиции против ИГ "этот нож не только зарежет Кендзи, но и будет следовать за каждым гражданином Японии и устраивать резню", писала The New York Times. Изъятие паспорта у фотографа Юити Сугимото власти Японии объясняют как раз своей обеспокоенностью данным заявлением.

Несмотря на это, господин Сугимото тверд в своем намерении отправиться в Сирию, пишет The Japan Times со ссылкой на Jiji Press. Японец рассматривает возможность подачи судебного иска с жалобой на действия министерства. Примечательно то, что МИД Японии три раза за прошедший год не рекомендовал Кендзи Гото Дзюго выезд в зону конфликта, однако в ответ на это получило лишь видео, записанное уже в Турции, в котором журналист говорил, что "если что-нибудь случится, то вся ответственность будет лежать на мне". Как и Кендзи Гото Дзюго, Юити Сугимото имеет большой опыт работы в зоне военных конфликтов: он работал в Ираке в 2003 году, а в 2012 и 2013 году совершил поездки в Сирию.

Убийство журналиста Кендзи Гото Дзюго, специализировавшегося на освещении проблем беженцев и детей, пострадавших от военных действий, потрясло Японию. Как пишет The Asahi Shimbun, 8 февраля тысячи людей собрались в центре Токио почтить его память.