Арест в США Романа Селезнева, сына депутата Госдумы Валерия Селезнева, не остался без внимания иностранных журналистов. Они постарались выяснить, является ли хакерская деятельность Селезнева-младшего, в которой его подозревают власти США, истинной причиной его задержания. Подтверждений версии о том, что Селезнева намерены обменять на бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, журналисты не нашли.
По мнению корреспондента The New York Times Николь Перлрот, сын российского депутата, известный в хакерском мире под псевдонимом Track2, оказался в центре нового спора США и России. При этом, как отмечает The Los Angeles Times, в Секретной службе США Селезнева называли "одним из самых продуктивных торговцев похищенной финансовой информацией", передает InoPressa.
"Вредный эффект действий данного лица и других транснациональных организованных преступных групп на финансовую инфраструктуру нашей страны значителен и не должен недооцениваться", - цитирует The Los Angeles Times заявление директора Секретной службы Джулии Престон по поводу ареста Романа Селезнева.
Американские издания со ссылкой на слова отца задержанного молодого человека Валерия Селезнева отмечают, что арест возможного хакера могли произвести для того, чтобы впоследствии обменять его на бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который в настоящее время находится в России, поскольку в США против него расследуется дело о разглашении государственной тайны.
Однако у этой версии, как пишет The Christian Science Monitor, имеются слабые места. "Не в последнюю очередь они заключаются в том, что окружной суд США предъявил его (депутата Селезнева. - Прим. NEWSru.com) сыну обвинения в мошенничестве и компьютерных преступлениях в марте 2011 года, за целых два года до того, как о Сноудене стало известно", - отмечает автор статьи.
"Русские хакеры - крупные игроки в мире интернет-мошенничества, - отмечается в материале. - В настоящее время разыскивается остающийся на свободе хакер из России, который якобы руководил группой хакеров, похитившей номера кредиток, что, по данным ФБР, привело к многомиллионным убыткам для банков и держателей карт".
Сообщение об аресте Романа Селезнева было опубликовано Секретной службой США на сайте Министерства внутренней безопасности 7 июля. Селезнева задержали 5 июля в международном аэропорту города Мале, - столице Мальдивской Республики, - где он отдыхал вместе с гражданской женой и ребенком. В тот же день задержанный был посажен в самолет частной авиакомпании и доставлен на остров Гуам.
Поводом для задержания Селезнева стали санкции прокуратуры штата Вашингтон в связи с обвинениями в компьютерном мошенничестве и хищении личных данных. По версии следствия, Селезнев с сообщниками выкрали более 200 тысяч номеров кредитных карт. Полученные данные затем перепродавались на подпольных хакерских интернет-форумах, что позволило мошенникам заработать как минимум два миллиона долларов. Ущерб финансовым учреждениям, причиненный взломом, оценивается в 1,2 миллиона долларов.
Помимо этого, властями округа Невада Селезнев обвиняется в том, что он участвовал в коррумпированной и находящейся под влиянием рэкетиров организации, а также в заговоре с целью участия в такой организации и в обладании 15 и более устройствами несанкционированного доступа.
В общей сложности Селезнев обвиняется более чем по трем десяткам пунктов различных статей американского законодательства. По первому эпизоду ему грозит до 75 лет тюрьмы и штраф до трех миллионов долларов, а по второму - еще до 30 лет. Слушание дела россиянина назначено на 22 июля.
Представители российских властей после известий о том, что Селезнева задержали и перенаправили в США, начали высказывать предположения, что это было не задержание, а похищение российского гражданина. Как пояснил юрист Михаил Барщевский, если Селезнев действительно занимался киберперступностью, что, по словам юриста, легко проверить, то ни о каком похищении речи не идет. Если это выдумка, добавил Барщевский, и это очередной способ давления на российский истеблишмент, тогда действия американских властей необходимо расценивать как похищение человека.
"Это однозначно трактуется нами как похищение российского гражданина на территории третьего государства", - заявил глава российского МИДа Сергей Лавров, которого цитирует пресс-служба ведомства. "Между Россией и США действуют Консульская конвенция, Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Указанные документы предполагают необходимость информировать нас о любых подозрениях, которые могут появиться у США в отношении российских граждан. Этого сделано не было", - пояснил Лавров.