Кремль прилагает титанические усилия, чтобы накануне выборов улучшить образ России и президента Владимира Путина в глазах мирового сообщества.
Российские власти озабочены тем, что негативное отношение к Путину за рубежом может плохо отразиться на эффективности деятельности государства на мировой арене, пишет Independent в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.
Самым опасным, по мнению Кремля, является мнение, что Путин олицетворяет собой откат к тоталитарному советскому режиму. Несколько недель назад озабоченные представители власти провели своеобразный мозговой штурм с целью разработать стратегии для борьбы с представлениями о Путине как о набирающем силы диктаторе.
Кремль, судя по всему, захвачен врасплох растущей непопулярностью образа Путина за рубежом. Что администрация Путина, что российские журналисты теряются в догадках: как тот Путин, которого они знают и о котором пишут, может столь разительно отличаться от его образа в западной прессе? Им трудно понять: то, что работает в условиях России, может вызывать прямо противоположные чувства на Западе. Так, например, жесткая путинская политика по отношению к Чечне в России широко приветствуется, в то время как за рубежом ее считают варварской и недальновидной.
Вынужденное пребывание за пределами России нескольких "олигархов" и продолжающееся дело бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского многие россияне, считающие своих быстро разбогатевших соотечественников ворами и паразитами, воспринимают с восторгом. Они не понимают, что за рубежом такие действия выглядят как политическое преследование, сдобренное антисемитизмом, поскольку большинство из тех, кто подвергся нападкам, - евреи.
Засилие Путина на всех государственных каналах и закрытие независимых телевизионных вещателей воспринимают в России как должное. Многие уверены, что независимые каналы прекращают свое существование не по политическим причинам, а из-за их экономической убыточности. Говорят, что государственные каналы стали значительно разнообразнее по содержанию в сравнении с советскими временами. К тому же телевизионная монополия якобы компенсируется обилием радиостанций, газет и журналов, представляющих самые разные взгляды и позиции.
Одним из первых ощутимых результатов обсуждения этой проблемы в Кремле стала серия визитов иностранных журналистов, которым предлагалось увидеть "настоящую Россию". Предполагалось, что они должны показать в своих репортажах не только витринные Москву и Петербург, но и удаленные провинциальные российские города со всеми их недостатками.
Программа поездки выглядела как список запретов советского периода. Некоторые из этих запретов пережили и период горбачевской гласности, и период ельцинских свобод. Туда входили засекреченные военные города, отреставрированные религиозные святыни, социальные проекты, направленные на решение таких замалчиваемых проблем, как жестокое обращение в семье, бедность среди пожилого населения, наркотики.
На прошлой неделе журналист Independent принял участие в пятидневной поездке в один из засекреченных военных городов. Этот город, связанный с российскими ядерными разработками, всегда был закрытым, для проезда туда требовался особый пропуск. Нам, пишет издание, продемонстрировали объект по уничтожению химического оружия. В программу визита входила сессия вопросов и ответов с директорами. Они, похоже, были проинструктированы, что разрешены любые вопросы, отвечать на которые они могут по своему усмотрению.
Молодой человек, сопровождавший нас в поездке, уклонялся от каких-либо комментариев по поводу увиденного. Мы проехали сотни миль по проселочным дорогам, что в советские времена было просто неслыханно. Те из нас, кто бывал в подобных местах раньше, заметили значительные улучшения: новые крыши домов, расширяющиеся площади жилых массивов, одежда выглядит добротнее, снабжение в магазинах лучше.
Опять-таки те из нас, кому доводилось выслушивать скучные речи докладчиков советской поры, были приятно удивлены гибкостью и новизной стиля, лишенного идеологических примесей.
Но не обошлось и без ложки дегтя. В последний момент нам отказали в разрешении посетить здание, где производилось уничтожение химического оружия. Посещение базы стратегических бомбардировщиков тоже было запрещено. Некоторые представители местных властей не примкнули к новой тенденции "говорить все как есть". Видимо, распоряжения Путина при всей своей эффективности действуют не повсеместно.