В Таджикистане неожиданно объявился исчезнувший в конце марта после освобождения из следственного изолятора подмосковного города Щелково влиятельный бизнесмен Низомхон Джураев, обвиняемый таджикскими властями в хищении государственных средств в особо крупных размерах и организации преступной группировки, сообщает информационное агентство "Фергана News" .
Защитники предпринимателя уверены, что его, несмотря на запрет Европейского суда по правам человека на его экстрадицию, на родину доставили спецслужбы. По официальной версии, Джураев по зову совести якобы сам решил вернуться в Таджикистан и там сдаться правосудию. Если факт насильственной доставки Джураева в Душанбе будет установлен, может вспыхнуть международный скандал, предупреждают наблюдатели. На родине бизнесмену грозит до 25 лет тюрьмы.
В 2009 году Душанбе объявил Низомхона Джураева в международный розыск. В августе 2010 года российские власти по запросу Душанбе задержали его в Москве. В феврале 2011 года Генпрокуратура РФ постановила экстрадировать бизнесмена в Таджикистан, однако в мае того же года Европейский суд по правам человека запретил экстрадицию, выразив опасения, что в Таджикистане его могут подвергнуть пыткам.
27 февраля 2012 года Джураева должны были выпустить из СИЗО, однако ему предъявили новое обвинение - в покушении на убийство незнакомого, по словам самого бизнесмена, человека (некоего таджика по фамилии Каримов). По этому обвинению он должен был находиться под стражей по приговору суда до 28 апреля. Однако 29 марта бизнесмен позвонил своему адвокату и сообщил, что его выпускают на свободу. Когда Анна Ставицкая приехала на место, Джураева уже там не было, он исчез.
Странное признание бизнесмена: чтобы сесть на 25 лет, он проехал три страны без паспорта
В конце прошлой неделе таджикские каналы показали странное обращение бизнесмена, сообщает РБК daily. Предприниматель рассказал, что вернулся в Таджикистан, потому что чувствует себя виновным и раскаивается, переживает за 79-летнюю мать.
Бизнесмен поведал в обращении, что сразу после выхода из СИЗО его так спешно потянуло на родину, что он не стал даже дожидаться своего адвоката. По его словам, он сразу же поехал на ближайший рынок, где занял у земляков 15 тыс. рублей. С этими деньгами олигарх якобы доехал до Оренбурга, затем пересек, перейдя три границы, две страны - Казахстан и Киргизию - и наконец добрался до Таджикистана. Джураев отметил, что ему "стало легко, когда он приблизился к таджикской границе", и он готов предстать перед судом.
По словам Анны Ставицкой, эти сложные передвижения Низомхон Джураев совершил без паспорта, так как документ все это время находился у нее. Адвокат подчеркивает, что для того, чтобы сдаться таджикским властям, бизнесмену не надо было проделывать столь сложный путь - ему достаточно было прийти в посольство своей страны в Москве. По мнению Ставицкой, Джураева могли заставить выступить с обращением по ТВ, чтобы опровергнуть версию с его похищением.
На вопрос журналистов ИА "Фергана news" высказывал ли Джураев идеи добровольно сдаться, Анна Ставицкая ответила отрицательно. "У него ужас в глазах был, когда он думал, что его могут похитить и вывезти в Душанбе: до этого было много случаев похищения. Он до конца боролся, чтобы не попасть в Таджикистан. Буквально накануне освобождения его посещали представители Общественной наблюдательной комиссии, которые наблюдают за тюрьмами, - и он не только не высказывал намерения вернуться в Таджикистан, а говорил, что будет бороться, чтобы остаться в России", - заявила адвокат.
По мнению Ставицкой, все, что произошло с ее клиентом, похоже на совместную спецоперацию спецслужб Москвы и Душанбе по его экстрадиции, чтобы обойти запрет ЕСПЧ об экстрадиции. Как считает адвокат, как только было принято решение ЕСПЧ по делу Джураева, тут же была задумана "многоходовка" с ложными обвинениями, чтобы только не выпускать Низомхона из-под стражи.
"Заместитель начальника следственного отдела Щелково, который без меня предъявил Джураеву обвинение и отпустил, был каким-то образом, опосредованно или однозначно, связан с таджиками. В материалах дела есть факс из прокуратуры Согдийской области, обращенный лично к нему, в нем его просят не допустить освобождения Джураева", - уверена Ставицкая.
Таджикское дело Джураева
Адвокат рассказала, что проблемы с властями у Джураева начались в 2006 году, когда родственники президента Эмомали Рахмона решили отнять у него собственность. Правоохранительные органы Таджикистана обвинили экс-депутата меджлиса (совета) Согдийской области и бывшего гендиректора Исфаринского химического завода "Кимие" в организации преступной группировки, якобы причастной к убийству заместителя генпрокурора республики Толиба Бобоева в 1999 году. Также они обвинялись в бандитизме, незаконном хранении огнестрельного оружия, отмывании денег, полученных криминальным путем.
Уголовное дело в отношении Джураева и его группировки было заведено в 2007 году. Следователи Таджикистана установили, что банда нанесла государству ущерб в 38 миллионов сомони (более 11 миллионов долларов) - одна часть этих средств является следствием уклонения от уплаты налогов, другая - хищениями и растратой. На счету группировки, по данным следствия, также незаконная приватизация 16 государственных объектов, которые уже возвращены в собственность государства.
В июне 2009 года Верховный суд Таджикистана на выездном заседании в Худжанде приговорил 31 жителя Исфары, входивших в группировку рейдеров-убийц, к срокам заключения от десяти до 25 лет, а сам Джураев был объявлен в международный розыск. В 2007 году он уехал в ОАЭ, а летом 2010 года объявился в Москве, где и был задержан.
Анна Ставицкая в интервью ИА "Фергана News" сообщила, какие меры защита предприняла по делу Джураева. По ее словам, в дело уже вмешался депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который написал запрос Генпрокурору Юрию Чайке. Кроме того, адвокат поставила в известность ЕСПЧ, что опасения защиты подтвердились, и Низомхон Джураев обнаружился в Таджикистане. "Все факты свидетельствуют, что он мог сделать такое заявление только под давлением. Я и Елена Рябинина являемся представителями в Европейском суде по этому делу, и мы попросили ЕСПЧ экстренно вмешаться в ситуацию и потребовать от правительства РФ, чтобы они приняли меры по возвращению Джураева из Таджикистана", - добавила юрист.