Северная Корея надеется на международную помощь, необходимую для получения ежегодно двух миллионов киловатт электроэнергии, взамен на остановку ее ядерной программы.
Поставки предлагается начать в течение первых двух-трех месяцев реализации первого этапа ядерного разоружения КНДР, сообщили РИА "Новости" источники в южнокорейском пресс-центре в Пекине.
Начальные шаги ядерного разоружения Пхеньяна обсуждаются в настоящее время на шестисторонних переговорах в китайской столице с участием делегаций России, США, Китая, двух корейских государств и Японии.
По данным источников, альтернативные источники энергии для КНДР будут выбирать пять стран-партнеров Пхеньяна по диалогу. Но наиболее удобными представляются поставки в Северную Корею топочного мазута для теплоэлектростанций.
Вместе с тем, ранее Южная Корея уже заявляла о готовности поставлять готовую электроэнергию в КНДР в объеме двух миллионов киловатт в год.
Во время первого ядерного кризиса на Корейском полуострове администрации Билла Клинтона в США удалось достичь в 1994 году в Женеве договоренности с КНДР о замораживании ядерного реактора в Йонбене взамен на строительство в этой стране международным консорциумом под эгидой США новой АЭС на двух легководных ядерных реакторов, которые трудно использовать для получения оружейного плутония.
До пуска первого из реакторов Соединенные Штаты тогда обязались поставлять Северной Корее топливо для обычных теплоэлектростанций в качестве компенсации потерь от остановки атомной энергетики. Одновременно обе страны начали переговоры о нормализации отношений.
Смена власти в США тогда фактически перечеркнула эти договоренности: сроки строительства АЭС были сорваны (вялыми темпами был сооружен лишь бетонный фундамент), поставки мазута для ТЭС были прекращены. Северная Корея стала всерьез опасаться ее превращения во "второй Ирак" и, разморозив реактор в Йонбене, она извлекла плутоний из отработанного ядерного топлива.
Реактор в Йонбене не является предметом спора
На первом этапе ядерного разоружения КНДР судьба реактора, с помощью которого Пхеньян производил плутоний, не является предметом спора участников шестисторонних переговоров в Пекине.
Об этом сообщил журналистам глава делегации США Кристофер Хилл перед началом третьего дня встречи, в которой участвуют также дипломаты России, Китая, Японии и двух корейских государств.
На вопрос журналистов, остается ли пятимегаваттный реактор в Йонбене в числе спорных вопросов, Хилл ответил: "Это не так. Вот все, что я могу сказать".
Накануне глава делегации США сообщил журналистам, что в основном участники "шестерки" договорились о мерах начального этапа ядерного разоружения КНДР за исключением одного-двух спорных моментов.