Скандально попавшая в реанимацию в Цхинвали Алла Джиоева отказалась от российской помощи
Reuters
Скандально попавшая в реанимацию в Цхинвали Алла Джиоева отказалась от российской помощи Генпрокуратура РЮО сообщила, что Джиоева была вызвана на беседу по делу, по которому она проходит свидетелем (о попытке захвата здания ЦИК). На фото - протестующие у здания ЦИК РЮО, 30 ноября 2011 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Скандально попавшая в реанимацию в Цхинвали Алла Джиоева отказалась от российской помощи
Reuters
 
 
 
Генпрокуратура РЮО сообщила, что Джиоева была вызвана на беседу по делу, по которому она проходит свидетелем (о попытке захвата здания ЦИК). На фото - протестующие у здания ЦИК РЮО, 30 ноября 2011 года
RTV International
 
 
 
Генпрокуратура РЮО сообщила, что Джиоева была вызвана на беседу по делу, по которому она проходит свидетелем (о попытке захвата здания ЦИК). На фото - протестующие у здания ЦИК РЮО, 30 ноября 2011 года
ИА "Рес"

Победившая на президентских выборах в Южной Осетии, но не допущенная к власти Алла Джиоева, которая в четверг при скандальных обстоятельствах попала в реанимацию республиканской больницы в Цхинвали, в пятницу чувствует себя лучше: ее состояние стабильно, она в сознании и разговаривает. Диагноз на данный момент - гипертонический криз, подозрения на инсульт предварительно не подтвердились. Рядом с ней в палате находятся муж и брат, которые, вопреки прежней информации, не арестованы.

Врачам удалось снизить давление, однако пациентка, по их словам, жалуется на головные боли. Для выяснения причин и уточнения диагноза требуется томография головного мозга, однако в цхинвальской больнице такого аппарата нет, для исследования нужно ехать в Северную Осетию. Однако сама Джиоева и ее родственники от транспортировки категорически отказываются, передают РИА "Новости" и ИТАР-ТАСС.

Как сообщил главврач Маирбек Кокоев, вопрос о степени необходимости и срочности транспортировки решит консилиум. Пока он прогнозирует, что Джиоева пробудет в отделении реанимации двое суток, а потом ее переведут в общую палату. По словам руководителя больницы, ранее уже была достигнута договоренность о перевозке пациентки в медицинский центр города Беслан (пригород Владикавказа), однако родственники и сама Джиоева отказываются от этого, ссылаясь на тяжелое состояние оппозиционерки.

Дежурный врач больницы также сообщил "Коммерсанту", что состояние политика остается очень тяжелым и она жалуется на боли во всем теле.

Однако, по мнению самого Кокоева, состояние Джиоевой вполне позволяет транспортировать ее в соседнюю республику для дальнейшего обследования. В свою очередь, зампредседателя правительства Северной Осетии, курирующий медицинские вопросы, Сергей Табулов заявил, что Аллу Джиоеву готовы принять в любой клинике Владикавказа. "Мы уже вчера были готовы к этому, даже выслали в Южную Осетию реанимобиль. При необходимости Джиоевой будет оказана любая помощь", - заверил он.

Между тем информированный источник в Южной Осетии сообщил, что в настоящий момент транспортировка Джиоевой в Россию для лечения не планируется. Тем самым он опроверг информацию о том, что ее якобы вывезут в Москву. По словам источника, в четверг вечером вопрос о перевозке во Владикавказ действительно стоял, когда испугались за ее здоровье. "Но врачи цхинвальской больницы настоятельно рекомендовали воздержаться до утра, так как переезд по горной дороге в неблагоприятных метеоусловиях мог усугубить ее состояние", - пояснил он.

62-летняя Алла Джиоева поступила в больницу в тяжелом состоянии 9 февраля в 20:30. Первоначальный диагноз был действительно серьезен: инсульт головного мозга с неполным параличом левой стороны тела. Сообщалось, что она впала в кому. Однако затем диагноз изменили на гипертонический криз, и к утру врачам удалось снизить артериальное давление.

ВЕРСИИ того, как Джиоева попала в больницу: удар прикладом и ссора со сторонником

Обстоятельства, при которых Джиоевой стало плохо, бурно обсуждаются в СМИ, причем версий несколько, в том числе прямо противоположные. Все сходятся лишь в том, что штаб Джиоевой, где она вместе со своими сторонниками готовилась к запланированной на пятницу самовольной инаугурации, накануне вечером захватили штурмом сотрудники местного ОМОНа и спецслужб.

Как объяснил и.о. генпрокурора Южной Осетии Гия Кабулов, Джиоеву планировалось принудительно доставить на допрос в прокуратуру в рамках уголовного дела по приготовлению к насильственному захвату власти. Экс-кандидат в президенты проходит по нему свидетелем.

А вот в том, что произошло дальше, версии расходятся. По данным республиканского МВД, Джиоевой стало плохо во время беседы со следователем, который вручил ей повестку на допрос. Глава ведомства Валерий Валиев уверяет, что сотрудники силовых структур в рамках оперативно-следственных мероприятий в штабе действовали "корректно, в рамках закона".

Глава югоосетинского медиа-центра "ИР" Ирина Гаглоева рассказала, что штурмовали здание штаба около 40 вооруженных сотрудников ОМОНа и КГБ республики. По ее словам, когда Алла Джиоева, удивившись столь позднему приглашению на допрос, отказалась ехать в прокуратуру, ее "попытались подтолкнуть к выходу" и увезти насильно. В этот момент Джиоевой стало плохо, и она потеряла сознание.

Источники из близкого окружения экс-кандидата в президенты республики говорят, что ее состояние резко ухудшилось после телефонного разговора с одним из ее сторонников - главным тренером сборной России по вольной борьбе и оппозиционером Дзамболатом Тедеевым. Он призвал Джиоеву отказаться от самовольной инаугурации, а когда она заявила, что не изменит своего решения, Тедеев потребовал "освободить его дом, чтобы не осквернять его этим действием", передает "РБК", ссылаясь на местные СМИ.

Наконец, самую скандальную версию озвучили родственники и некоторые сторонники Джиоевой: помощница и пресс-секретарь Виолетта Дасаева, активистка Элина Марзоева и бывший на месте событий священник Саурмаг Баззатэ. Они утверждают, что ворвавшиеся в штаб люди в масках, среди которых якобы были и российские эфэсбэшники, стали избивать и задерживать едва ли не всех подряд, и мужчин, и женщин. Саму Джиоеву, по их словам, ударили по голове прикладом, а также били ногами, а потом, "как кота", забросили в машину.

Со слов Дасаевой, которая изложила свою версию "Комсомольской правде", прикладами били мужчин, которые бросились защищать женщин. Избитые падали без сознания. Так, по ее словам, избили мужа и брата Аллы Джиоевой.

Священник подтвердил газете "Ведомости", что собровцы и омоновцы избили почти всех находившихся в штабе, в том числе женщин. Он тоже утверждает, что Джиоеву ударили прикладом. "Она потеряла сознание, ее пытались уволочь, но люди не дали, ее увезли в больницу на скорой", - сказал Баззатэ.

Наконец, редактор газеты "Позиция" Фатима Маргиева сказала "Коммерсанту": "Она была избита прикладом, ей выбили бока, ее ударяли по затылку. У нее прямо по лицу видно, что ей были нанесены ушибы".

Между тем в больнице сообщили, что обследовавшие Джиоеву специалисты не обнаружили на ее теле никаких следов побоев и характерных повреждений. Маргиева, впрочем, уверяет, что врачей заставляют молчать об избиении. А глава МВД Валиев, комментируя обвинения в применении насилия, заявил: "Все это наглая, безответственная ложь".

Почему Джиоева хотела самовольной инаугурации

Напомним, что обострение политической обстановки в Южной Осетии произошло после второго тура выборов президента 27 ноября 2011 года, в который вышли поддерживаемый Россией глава МЧС республики Анатолий Бибилов и экс-министр образования, оппозиционер Алла Джиоева. В итоге она победила, но Верховный суд республики отменил результаты выборов.

Не согласившись с этим решением, Джиоева объявила себя избранным президентом, ее сторонники заняли центральную площадь Цхинвали. Акция протеста длилась до вечера 9 декабря, когда действующий тогда президент Эдуард Кокойты и Джиоева достигли соглашения по урегулированию ситуации в стране. На следующий день Кокойты объявил о своей отставке и передаче полномочий премьеру Вадиму Бровцеву.

18 января Джиоева сообщила, что в связи с тем, что не все пункты соглашения выполняются, она отзывает свою подпись под ним, а позже заявила, что не будет принимать участие в повторных выборах главы республики, и потребовала передачи ей власти как законно избранному президенту, назначив на 10 февраля свою инаугурацию.