Исследователи дикой природы обнаружили новые данные, свидетельствующие, что арктическим полярным медведям, места обитания которых и без того могут исчезнуть вследствие глобального потепления, угрожают химикаты, традиционно используемые в Европе и Северной Америке для противопожарной пропитки мебели, обивочных материалов, ковров и одежды.
Группа ученых из Канады, Дании, Норвегии и США (Аляска) бьет тревогу по поводу огнезащитных средств, известных под названием полиброминированные дифенилы (PBDE), указывая, что эти вещества в значительных количествах недавно были обнаружены в жировой ткани полярных медведей, особенно в Восточной Гренландии и на норвежском архипелаге Шпицберген, сообщает британская газета The Independent, полный текст которой публикует сайт Inopressa.ru.
Группа ученых обследовала 139 медведей из десятка различных мест Арктического региона. Они обнаружили, что уровень химикатов в организме медведей с норвежских островов Шпицберген, где запрещена охота, в 10 раз выше, чем у медведей Аляски, и в 4 раза выше, чем у медведей Канады.
Есть также свидетельства того, что вещества, аналогичные PBDE, внесли свой вклад в удивительно высокий процент гермафродитов в популяции полярных медведей. Каждая 50-я самка полярного медведя на островах Шпицберген имеет и мужские, и женские половые органы: этот феномен ученые напрямую связывают с загрязнением окружающей среды.
Опасности, которые представляют собой PBDE, напоминают кризис, возникший 30 лет назад из-за полихлорированных бифенилов (ПХБ), крайне токсичных побочных продуктов промышленного производства, которые тоже достигают Арктики. В итоге захоронение PCB было быстро запрещено. С 2004 года в США запрещено производство двух самых токсичных агентов - penta и octa. Однако имеются запасы и того, и другого.
По словам Дерека Мьюира, сотрудника министерства защиты окружающей среды Канады, возглавляющего исследование, есть признаки того, что Арктики достигает и HBCD, немного отличающийся агент, обычно используемый в строительных материалах и при производстве мебели, который также попадает в организм медведей. "За этим химикатом нужно наблюдать, потому что он оседает в водных пищевых цепочках и является очень широко распространенным загрязнителем", - говорит Мьюир.
"Сейчас Арктика – химическая клоака, - заявил Колин Батфилд, лидер кампании в защиту Арктики во Всемирном фонде дикой природы. В прошлом месяце фонд установил, что киты-касатки тоже страдают от повышенного уровня загрязнения химическими веществами, в том числе снижающими горючесть материалов. – Химикаты, содержащиеся в вещах, которые мы используем дома каждый день, загрязняют дикую природу Арктики".
Загрязняющие вещества уносят к северу из промышленных районов США и Западной Европы течения и северные ветры. "Грязные" облака часто сгущаются и охлаждаются в холодном арктическом климате, выпадая в виде осадков и включаясь в пищевую цепь. На протяжении нескольких лет ученые наблюдали, как возрастает концентрация загрязняющих веществ в пищевой цепи, от планктона к рыбе и морским млекопитающим, таким как тюлени, киты и полярные медведи.
Новое исследование, о котором сообщил в прошлом месяце журнал Environmental Science and Technology, показывает, к примеру, что концентрация одного из химикатов в организме полярных медведей в 71 раз превышает таковую у тюленей, которыми медведи питаются.
Защитников окружающей среды новые открытия тревожат особенно сильно потому, что популяции полярных медведей в Арктике и без того находятся в нелегких условиях и многие из них могут исчезнуть к концу века. Более теплые температуры уничтожают привычные места охоты, и численность полярных медведей в районе Гудзонова залива в Канаде сократилась с 1100 особей в 1995 году до 950 в 2004 году.
Исследования о том, какое воздействие эти химические вещества могут оказывать на медведей, еще не окончены, отмечает издание, но испытания на лабораторных животных, в частности на мышах, показали, что они оказывают значительное воздействие на половые железы, щитовидную железу, двигательные навыки и работу мозга.