Перспектива введения международных санкций против Тегерана из-за иранской ядерной программы становится все ощутимей. В связи с этим все чаще упоминается ядерная программа Израиля. Многие развивающиеся страны считают, что негоже привлекать Иран к ответственности за нарушение правил ядерного нераспространения, в то время как Израилю все спускают с рук. Глава МИД Великобритании Джек Стро в четверг заявил, что после Ирана международное сообщество займется устранением угрозы распространения ядерного оружия, исходящей от Израиля. По его мнению, все это укладывается в рамки концепции Ближнего Востока, свободного от ядерной угрозы, передает ИТАР-ТАСС.
Великобритания "уже предпринимала шаги с целью устранения ядерной угрозы" в Ираке и Ливии, отметил министр, выступая в программе новостей четвертого канала центрального британского телевидения. "Если мы хотим, чтобы Ближний Восток был свободен (от ядерного оружия), надо устранить такую опасность со стороны Ирана, в том числе в контексте его угрозы стереть Израиль с лица земли", - продолжал Стро. "Как только это будет сделано, мы можем приступить и к Израилю", - добавил глава британского МИД.
Стро заверил, что мировое сообщество "поддерживает и защищает" право Тегерана на мирное использование атома. Однако Иран, став участником Договора о нераспространении ядерного оружия, "добровольно взял на себя четкие обязательства", которые, по словам министра, на данный момент не соблюдает.
В связи с этим высказыванием Стро стоит напомнить, что в 1960-е годы Британия сама тайно поставляла Израилю плутоний и многие другие материалы, в том числе сложные вещества, в состав которых входил уран, литий, бериллий и тритий, а также тяжелую воду. И министр иностранных дел Великобритании Джек Стро знает об этом. О тайных сделках стало известно накануне из рассекреченных документов в рамках Закона о свободе информации (Freedom of Information Act).
Израиль никогда официально не признавал, что у него есть ядерное оружие
Израиль никогда официально не признавал, что у него есть ядерное оружие, хотя и не отрицал этого. США мирятся с такой неясностью, поскольку признание наличия у еврейского государства ядерного арсенала автоматически повлечет за собой требования арабов и иранцев ликвидировать его. Однако вместо того, чтобы и дальше делать вид, что ничего не произошло, США, а также России и другим ядерным державам "пора поставить себе в пример израильский сдержанный подход к своему атомному арсеналу", считает The Washington Post.
В отличие от своих неприятелей Израиль располагает демократическим правительством, традиции которого давно укоренились. Кроме того, страна не угрожает существованию других государств. Также у Израиля есть очевидный стимул иметь в своем арсенале ядерное оружие: Давид Бен-Гурион, первый израильский премьер-министр, распорядился начать исследования в этой области в 1950-х, когда в памяти еще были свежи ужасные образы концлагерей Дахау и Бельсена. Для него бомба была единственным гарантом "больше никогда".
По масштабу и затратам программа создания ядерного оружия казалась слишком крупной для маленького, бедного и не имеющего много друзей государства. Поэтому Бен-Гурион и горстка физиков-энтузиастов втихомолку импортировали ядерные технологии и заручились помощью Франции.
Тем временем президент Джон Кеннеди отчаянно убеждал Бен-Гуриона и его преемника, Леви Эшколя, не создавать бомбу и, начиная с 1961 года, посылал на израильский реактор американских инспекторов. Но ведущие израильские ядерщики обхитрили инспекторов, и решимость Вашингтона действовать померкла со смертью Кеннеди. К ноябрю 1966 года у Израиля появилась возможность взорвать ядерную бомбу.
Тем временем ЦРУ и другие агентства не обратили внимания на сигналы, свидетельствующие о том, что произошло в Израиле. В 1967 году, вскоре после Шестидневной войны, Теллер рассказал ключевому чиновнику ЦРУ, что у Израиля, по всей видимости, уже есть бомба. ЦРУ передало эту информацию президенту Джонсону, но министров обороны и внутренних дел в это не посвятили.
"Сдержанное отношение Израиля к своей бомбе может указать путь к уменьшению глобальных ядерных опасностей". В конце концов, Израиль "никогда не заявлял о наличии у него атомного оружия и никогда не использовал его для укрепления престижа или запугивания соседей", отмечает The Washington Post.
"Для Израиля бомба никогда не была тем, что надо выставлять напоказ, щитом, за который можно прятаться, пока он аннексирует территории или подрывает внутренних или региональных соперников - между тем именно этого опасались в отношении бомбы Саддама и, возможно, аятоллы Хомейни. Израильская бомба - это защита от полного уничтожения", - резюмирует The Washington Post.
Сегодня официально ядерные арсеналы есть у США, России, Великобритании, Китая, Франции, Индии и Пакистана. По договорам или декларациям, эти страны формально привержены ядерному разоружению. Но большей части мира кажется, что, поскольку эти ядерные державы отказываются относиться к заявленной цели серьезно, "у них нет права навязывать нераспространение другим странам".
Один из способов, с помощью которого ядерная восьмерка может продемонстрировать свои серьезные намерения в отношении разоружения, это, по мнению The Washington Post, "последовать примеру Израиля и занизить значимость своего оружия", убрав его на задворки национальных арсеналов, воздерживаясь от упоминания о нем во время кризисов и отказываясь придираться из-за него к другим.
О сделке, состоявшейся в эпоху британского лейбористского правительства Гарольда Вильсона, стало известно накануне из рассекреченных документов в рамках Закона о свободе информации (Freedom of Information Act). После получения информации о поставках британского плутония в Израиль в программе Newsnight рассказал телеканал ВВС2, пишет The Guardian.
В частности, в 1966 году Израиль попросил Великобританию поставить ему 10 мг плутония. Для создания атомной бомбы Израилю понадобилось бы значительно большее количество плутония - 5 кг, но руководители британской военной разведки предупредили, что 10 мг плутония представляют собой "большую ценность с военной точки зрения" и дают еврейскому государству возможность проводить важные эксперименты с целью ускорить реализацию программы создания ядерного оружия.
Документы показывают, что принятое в 1966 году решение о продаже плутония Израилю не было поддержано ни Минобороны Великобритании, ни МИД страны. Но сделка была осуществлена с помощью чиновника британского министерства технологий Майкла Михаэлса. Именно это министерство отвечало за торговлю ядерными материалами.
Бывший министр технологий Том Бенн сообщил в интервью, что чиновники его министерства хранили эту информацию в тайне от него и его предшественника Фрэнка Казинса. "Я не просто удивлен, я шокирован, - сказал Бенн. - Я никогда вообразить не мог, что они совершат что-либо такое, что полностью противоречит политике правительства". "Майкл мне лгал", - добавил Бенн.
В прошлом году программа Newsnight сообщила, что в конце 1950-х годов консервативное правительство Гарольда Макмиллана поставило Израилю 20 тонн тяжелой воды, необходимой для работы ядерного реактора в Димоне.
Newsnight сообщила, а министр иностранных дел Великобритании Джек Стро признал, что лидер либеральных демократов сэр Мэнзис Кэмпбелл знал, что эта тяжелая вода предназначалась для Израиля, и в 1961 году премьер-министр Гарольд Макмиллан даже предпринял безуспешную попытку вернуть ее в Великобританию.
Мировые ядерные державы
По данным Las Angeles Times. США располагают свыше 7 тыс. стратегическими ядерными боеголовками. Учитывая около 1670 тактических боеголовок и запасы, ядерные арсеналы насчитывают около 10-12 тыс. единиц.
У России примерно 6 тыс. развернутых стратегических ядерных боеголовок, но с учетом запасов и тактических боеголовок арсенал достигает почти 20 тыс. Так же, как и США, она держит 2-2,5 тыс. боеголовок в состоянии повышенной боевой готовности.
Франция имеет около 350 ядерных боеголовок на 60 бомбардировщиках Mirage 2000N, четырех атомных подводных лодках, вооруженных баллистическими ракетами, и самолетах корабельного базирования.
Считается, что ядерный арсенал Великобритании состоит примерно из 200 стратегических и "полустратегических" боеголовок, развернутых на атомных подводных лодках, вооруженных баллистическими ракетами.
Китай, по разным оценкам, имеет 140-290 стратегических и 120-150 нестратегических ядерных боеголовок.
Пакистан утверждает, что его "минимальное ядерное сдерживание" включает в себя баллистические ракеты, способные наносить удары по центральным районам Индии. По оценкам аналитиков, пакистанский арсенал составлял 10 бомб на момент ядерных испытаний, проведенных в мае 1998 года, а в настоящее время вырос до 48.
По оценкам групп, осуществляющих мониторинг во всем мире, у Индии насчитывается от 55 до 110 бомб. Многие аналитики склоняются скорее к нижней границе.
Израиль не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и официально не признает, что располагает ядерными бомбами. По оценкам аналитиков, в его арсенале насчитывается от 100 до 200 единиц.
31 декабря 2002 года Северная Корея выслала из страны инспекторов ООН, а затем вышла из договора о нераспространении. Некоторые эксперты подозревают, что у КНДР есть как минимум одна атомная бомба вопреки тому, что по соглашению 1994 года она заморозила свою ядерную программу. В ноябре посол КНДР в Британии заявил, что Пхеньян имеет "средства ядерного сдерживания" и готов их применить.