Итальянские ученые воссоздали звук музыкального инструмента, на котором в последний раз люди играли еще в Древней Греции. По обрывочным данным специалисты сумели определить, как звучал эпигонион, и записать композицию в его исполнении, рассказывает The Times.
Эпигонион - струнный инструмент, похожий на современную арфу. Ученые не знают точно, как он выглядел, однако с помощью источников сумели определить, как он звучал. "У него по-настоящему интересный звук: металлический, шероховатый и яркий", - отмечает Доменико Вичинанца, сотрудник проекта Astra, воссоздавшего инструмент.
По словам специалиста, эпигонион отлично звучит в составе ансамбля средневековой или барочной музыки, хорошо сочетается со струнными и духовыми инструментами. Пока, однако, реальной модели эпигониона ученые не представили: его звук создается на синтезаторе.
Эпигонион, 40-струнный аналог арфы или псалтериона, упоминал в своей работе древнегреческий ритор Афиней в 183 году до н.э. По мнению историков, данный инструмент изобрел или привез в Грецию музыкант Эпигон.
Сейчас группа ученых намерена вернуть человечеству другие греческие инструменты - кифару (лиру, на которой играли при дворе римских и греческих правителей) и сальпинкс - духовой инструмент, напоминающий трубу. Рано или поздно специалисты мечтают организовать концерт, где прозвучат инструменты, не игравшие более двух тысяч лет.
Мысль о том, что можно высчитать, как звучали древние инструменты, появилась еще в 1970-е годы, однако мощности тогдашних компьютеров не хватало, чтобы смоделировать необходимый звук. Теперь же исследователи смогли применить для этого мощную компьютерную систему Grid - сеть компьютеров, которая будет в дальнейшем обслуживать Большой адронный коллайдер в Женеве.
Сейчас "машина большого взрыва" из поломки простаивает, и компьютерные мощности можно употребить на другие цели: одной из них стало восстановление древнегреческой музыки. Чтобы создать музыкальный фрагмент продолжительностью 30 секунд, компьютерам необходимо потратить четыре часа.
Поиском данных для компьютеров занимаются археологи, инженеры и историки: они узнают, какой формы были инструменты и какие материалы в них использовались. Первым испытанием для ученых стало воссоздание монохорда - одной струны на резонаторе, которую древнегреческий математик Пифагор использовал для постижения законов гармонии. Успешное моделирование монохорда позволило перейти к более сложным конструкциям.
Что слушали древние греки
Авлос: Реконструкторы выяснили, что этот духовой инструмент производил низкий и гулкий звук, напоминающий звук современного кларнета. Звук извлекался с помощью специального язычка - таким образом, авлос можно считать предшественником современного гобоя и кларнета.
Сиринга: Сиринга состоит из ряда деревянных трубок разной длины. Эта флейта получила свое название в честь нимфы, в которую, по легенде, влюбился Пан. Испугавшись бога-пастуха, Сиринга бежала от него и превратилась в тростник, из которого Пан сделал себе свирель.
Гидравлис: Один из сложнейших музыкальных инструментов античной эпохи. Древний аналог органа, этот клавишный инструмент использовал воду, чтобы нагнетать воздух в трубы и извлекать звук. В 1999 году в Греции была создана работоспособная модель гидравлиса.
Лира: Цитра с семью или большим количеством струн. Древние греки часто использовали ее, чтобы аккомпанировать певцам. Лира используется музыкантами и в наши дни.