Российские военные останутся в Центральной Африке и после 15 марта, когда командование миротворческой операцией в регионе (EUFOR) перейдет от Евросоюза к ООН
НТВ
Российские военные останутся в Центральной Африке и после 15 марта, когда командование миротворческой операцией в регионе (EUFOR) перейдет от Евросоюза к ООН
 
 
 
Российские военные останутся в Центральной Африке и после 15 марта, когда командование миротворческой операцией в регионе (EUFOR) перейдет от Евросоюза к ООН
НТВ

Российские военные останутся в Центральной Африке и после 15 марта, когда командование миротворческой операцией в регионе (EUFOR) перейдет от Евросоюза к ООН. Более того, идут переговоры о возможном расширении участия России в миссии.

Об этом передает "Интерфакс" со ссылкой на представителей ООН и ЕС в Нджамене и штабе европейских сил EUFOR в Абеше (Чад).

Сто российских военных и четыре вертолета Ми-8МТ поддерживают EUFOR в республике Чад и Центральноафриканской республике (ЦАР) в соответствии с указом президента РФ Дмитрия Медведева от 1 сентября прошлого года, резолюцией Совбеза ООН 1778 от 25 сентября 2007 года и обращением генсека Совета ЕС, Верховного представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности Евросоюза.

Российские военные прибыли на базу Абеше на востоке Чада в декабре прошлого года. На них возложено "выполнение задач по транспортировке грузов и персонала ООН, проведению эвакуации, поисково-спасательных, патрульных и наблюдательных полетов в районе операции".

Целью операции EUFOR, которая началась в марте 2008 года по мандату Совбеза ООН, является защита гражданского населения и помощь сотням тысяч беженцев из суданского Дарфура.

Операция рассчитана на год, и стала подготовительным этапом для более широкой и долговременной миссии ООН.

Мандат не предусматривает участия европейских миротворцев в боевых действиях против какой-либо из конфликтующих сторон, поскольку они нейтральны. Их долг - защита гражданского населения, особенно беженцев и перемещенных лиц, безопасность доставки и распределения гуманитарной помощи и свободы передвижения персонала гуманитарных организаций, охрана персонала и имущества ООН и неправительственных организаций.

В многонациональной операции участвуют 24 члена ЕС, в том числе 14 - непосредственно войсками на месте. Кроме того, с прицелом на переход операции под флаг ООН свои контингенты направили три страны, не входящие в ЕС. Это Россия, Хорватия и Албания.

В EUFOR сейчас около 3700 военнослужащих, за год создана мощная инфраструктура. С переходом под флаг ООН численность контингента будет увеличена до 5200 человек.

Присутствие европейских военных в ожидании войск ООН содействовало укреплению безопасности в регионе, хотя до стабильности и возвращения беженцев еще далеко.

"Российское участие в EUFOR оказалось очень весомым, и мы попросили Россию продолжить его под флагом ООН, - заявил "Интерфаксу" спецпредставитель генерального секретаря ООН в Чаде и Центральноафриканской Республике Виктор Анжелу. - Мы рады, что Россия согласилась. Ее участие очень важно, прежде всего потому, что нам нужна поддержка вертолетами, но также и потому, что российские военные здесь проявили себя высокими профессионалами".

"Россия - ключевой член Совбеза ООН, и после того, как завершится положенный по соглашению год пребывания ее военных, мы попросим не только продолжить участие в операции, но и расширить его, - продолжил Анжелу. - Конечно, решение за Россией, но мы желали бы, чтобы русские наряду с транспортными перевозками личного состава и грузов оказывали и собственно военную поддержку миротворцам. В том числе в возможных боевых действиях против бандитов, включая суданских джанджавидов из Дарфура, которые нападают на мирное население и беженцев в Чаде. Есть планы направить в Чад российскую инженерную роту и военный госпиталь, и мы были бы очень рады этому. Очень важно, чтобы Россия более активно участвовала, и мы надеемся, что так и будет".

Как пояснил агентству представитель миссии ООН Мишель Боннардо, операция ООН будет основана на 7 статье устава ООН, которая позволяет использовать оружие для защиты гражданского населения. Речь идет не о применении военной силы против армий и вооруженных формирований сторон. Но если такие формирования, например, повстанцы, выступающие против правительства Чада, нападут на гражданское население, миротворцы дадут им отпор.

Представитель российского военного контингента в Чаде, майор Владимир Кочедодов рассказал, что вертолетчики занимаются плановыми перевозками личного состава и грузов, выполняют поисково-спасательные работы, задачи медицинской и санитарной эвакуации. Иногда их просят дежурить, то есть находиться в постоянной готовности к вылету. Но только днем. В основном дежурят их французские коллеги.

"Мы не применяем оружия, его на вертолетах нет, - сказал майор Кочедодов. - У наших офицеров есть только оружие для личной обороны".

Командующий EUFOR бригадный генерал Жан-Филипп Ганасья, который 15 марта передает бразды командования операцией в руки ООН, высоко оценил профессионализм российских военных и их готовность к взаимодействию.

"Формально они должны были начать работу с 5 января, но уже 3 января по нашей просьбе участвовали в эвакуации раненого солдата, - рассказал он "Интерфаксу". - С 5 января они отправились в ЦАР, где я был вместе с ними. Доставляя подразделения в места патрулирования, русские вертолетчики действовали гибко и профессионально. Мы восхищены их манерой работать, стремлением как можно скорее овладеть принятыми у европейских военных процедурами, чтобы находить наилучшие решения при взаимодействии.

Я очень и очень доволен работой российского контингента. Они помогают нам транспортно-тыловой поддержкой, переброской запчастей к боевой технике, личного состава и грузов. Это транспортные вертолеты, и у них нет непосредственно боевых задач. Но они перебрасывают и снабжают наши войска, которые патрулируют территорию".

"Я не знаю намерений российского военного командования и правительства России, но знаю, что пока четверка вертолетов остается в Чаде и ЦАР, - отметил французский генерал. - Поскольку эстафету у нас принимает ООН, то эти вопросы обсуждаются сейчас между Москвой и Нью-Йорком".