Чтобы получить сегодня Нобелевскую премию, помимо десятилетий упорного труда, везения и незаурядных способностей нужно еще иметь американский паспорт, или, по крайне мере, американскую чековую книжку, пишет сегодня британский еженедельник Observer.
Достаточно взглянуть на список лауреатов премии Альфреда Нобеля за 2004 год, чтобы убедиться в этом, отмечает издание. Премия в области медицины и физиологии досталась американцам Ричарду Экселу и Линде Бак.
Лауреатами Нобелевской премии по физике стали американские ученые Дэвид Гросс, Дэвид Политцер и Фрэнк Вильчек. За исследования в области химии награды удостоены два израильтянина - Аарон Чехановери Абрам Гершко - и американец Ирвин Роуз. При этом издание обращает внимание на тот факт, что работа израильских ученых во многом финансировалась из американских источников. Кроме того, значительную часть своих исследований израильтяне провели в Америке.
На протяжении последних 20 лет американцы доминируют в трех самых престижных нобелевских номинациях, однако сейчас ситуация, кажется, выходит из-под контроля, пишет издание. Все научные исследования, отмеченные в этом году премиями имени Альфреда Нобеля, проводились при поддержке американских финансов. Однако эти премии - лишь вершины научного айсберга. Чем больше вершин, тем массивнее должна быть подводная часть льдины. Весь этот поток Нобелевских премий свидетельствуют о масштабах гегемонии американской науки в мире, отмечает Observer.
Однако что эта "почти монополия" означает для остального мира, и как именно она была достигнута, задается вопросом издание. Дело в том, что США тратят огромные средства на развитие науки. Объяснить причины такой щедрости сложнее. Многие специалисты считают, что позиция Америки отражает ее глубокий интерес к мирозданию, отсутствие антинаучного снобизма, свойственного Европе, а также веру в то, что научные открытия можно использовать для улучшения качества жизни и наращивания капитала.
Сегодня ученым, которые хотят всерьез заниматься наукой, одна дорога - в Америку, пишет Observer. Были времена, когда молодые американские исследователи приезжали в Европу. Теперь все наоборот - 40% ученых, работающих в США, - европейцы. Большинство из них остаются в Америке.
Европейское сообщество должно всерьез задуматься о своей роли в науке, иначе ему достанется лишь роль стороннего наблюдателя и свидетеля чужих достижений, заключает издание.