Американские доктора совершенно случайно обнаружили, что один из препаратов, который они использовали для лечения туберкулеза, помогает людям преодолевать страх. По данным профессора психиатрии и поведенческих наук Майкла Дэвиса, этот препарат, уже поступивший в продажу в США, помог его пациентам навсегда избавиться от страха высоты всего за два сеанса терапии, тогда как обычно требуется семь-восемь сеансов.
Дэвис, изложивший свои соображения на последнем заседании американского Общества психологических наук, полагает, что препарат серомицин (seromycin, D-cycloserine) способствует эффективной циркуляции необходимого белка.
В опытной группе пациентов Дэвис и его коллега Барбара Ротбаум провели следующий опыт. Группе из 28 пациентов велели принять таблетки - в каких-то случаях это был серомицин, другим досталась "пустышка" плацебо. Затем врачи провели пару терапевтических сессий: пациенты в виртуальной реальности поднимались в стеклянном лифте в огромном холле отеля.
Повторно пациентов проверяли через неделю и через три месяца после сеансов терапии. 10 людей, которые получили плацебо, чувствовали себя лишь немного лучше, а те, кому достался серомицин, почти полностью избавились от фобии. По словам Дэвиса, они чувствовали себя не хуже, а часто даже лучше тех, кто прошел полный курс лечения высотобоязни из 8 сеансов.
"Это очень сильный препарат, результаты убеждают", - признался агентству АР Алан Стейнберг, директор Национального центра по борьбе с детскими стрессами.
Его коллега Марк Боутон, профессор психологии Университета Вермонта, отмечает еще один положительный аспект: пациенты Дэвиса избавились от фобии полностью. Иногда бывает так, что терапия учит пациента преодолевать страх лишь в отдельных случаях. Он спокойно приезжает на лифте в ресторан на крыше дома, и вдруг чувствует страх.
Впрочем, по данным Дэвида Купфера, терапевта, специализирующегося на лечении фобий, люди, которые преодолевали фобии без применения медикаментов, в долгосрочной перспективе чувствуют себя лучше. Он говорит, что если и будет пробовать таблетки, то лишь в качестве исключения. По его мнению, работать надо с людьми, а не с препаратами.