Успехи США в антитеррористической кампании могут быть "украдены" правительствами других стран: под лозунгом борьбы с терроризмом они будут проводить собственную внутреннюю репрессивную политику.
Об этом пишет крупнейший американский политолог, бывший советник по национальной безопасности в администрации президента Джимми Картера Збигнев Бжезинский. Перевод его статьи публикуют "Московские новости".
Как отмечает политолог, именно так уже поступают президент России Владимир Путин, израильский премьер Ариэль Шарон, индийский премьер Ваджпайи и китайский президент Цзян Цзэминь.
"Говоря с американцами, и Путин, и Шарон редко скажут хоть фразу, в которой не было бы магического слова на букву "т". У них возникают предложения трансформировать американскую борьбу с терроризмом в общую борьбу против их мусульманских соседей, - пишет Бжезинский. - Шарон с радостью воспринял бы ухудшение отношений США с Саудовской Аравией, а может быть, и американскую операцию против Ирака, получив таким образом карт-бланш на удар по палестинцам".
По мнению Бжезинского, виновны в этом сами Соединенные Штаты: правительства ряда стран просто воспользовались тем расплывчатым определением терроризма, которое дает Вашингтон.
"Публике объясняют, что терроризм - это "зло" (что, несомненно, правда), а ответственны за него "злодеи" (с чем тоже не поспоришь). Но за этими вполне справедливыми обвинениями - историческая пустота. Терроризм превращается в некий абстрактный феномен. Выходит, что бессердечные террористы действуют под влиянием какого-то сатанинского наития, без всякой мотивации", - говорит политолог.
Бжезинский считает, что для победы над террористами необходимо ликвидировать те политические причины, которые их породили. "Именно этим британцы занимаются в Ольстере, испанцы - в Стране Басков, а россияне должны бы заниматься в Чечне, - пишет он. - Подобная деятельность не означает признания правоты террористов, но она является необходимым компонентом стратегии, направленной на то, чтобы изолировать и уничтожить террористическое подполье".
Между тем в Америке не проявили большой охоты разобраться в исторических корнях терроризма. "Вместо этого звучали абстрактные утверждения типа того, что террористы "ненавидят свободу", - отмечает Бжезинский.
По его словам, "одномерное определение терроризма, данное администрацией Буша, создает угрозу того, что некоторые иностранные государства уцепятся за слово "терроризм", чтобы продвигать свои собственные интересы".
Последствия этого могут быть крайне опасными. "Если демократические союзники Америки в Европе и Азии привыкнут рассматривать США как политически наивную страну, легко дающую своим новым "союзникам" индульгенцию на угнетение по национальному признаку, глобальная поддержка американской политики непременно пойдет на убыль", - говорит Бжезинский.