Дискуссии об отношении к пострадавшим во время ликвидации последствий теракта 11 сентября превратились в орудие предвыборной гонки. Претендентка на президентский пост Хиллари Клинтон выступила с обвинением в адрес своего конкурента Руди Джулиани, тогдашнего мэра Нью-Йорка, отметив, что Джулиани не позаботился о защите ликвидаторов последствий катастрофы в ВТЦ. Финансовая поддержка заболевшим по-прежнему не оказана, а многих других пострадавших власти жертвами пока еще не признали.
Речь идет о жертвах 11 сентября 2001 года, которые заболели или умерли, участвуя в работах по расчистке еще дымившихся руин ВТЦ и надышавшись отравленным воздухом, вобравшим в себя асбестную и бетонную пыль, пары бензола, свинец, ртуть и мелкие частицы стекловолокна, пишет Berliner Zietung.
Перед котлованом, оставшимся на месте нью-йоркского Всемирного торгового центра (ВТЦ), в выходные накануне очередной годовщины терактов собралось несколько сотен демонстрантов. Среди них – Хиллари Клинтон, сенатор из Нью-Йорка, претендующая на то, чтобы выступить как претендентка на президентский пост от демократов. (Полный текст на сайте InoPressa.ru)
В своей речи Клинтон обещала пострадавшим скорую помощь. "Забота о них станет моим первым приоритетом все равно, в качестве сенатора или президента. С первого момента, когда я оказалась у Ground Zero и увидела условия, в которых пришлось работать пожарным и полицейским, я поняла, что эти люди заболеют", - заявила она.
Речь Клинтон была направлена против ее конкурента Руди Джулиани, тогдашнего мэра Нью-Йорка, который сегодня хочет стать кандидатом в президенты от республиканцев. Ведь именно на него пострадавшие возлагают вину за то, что после 11 сентября они не имели никакой защиты от ядовитого облака. К этому следует добавить, что медицинская страховка полагалась только муниципальным служащим, но не добровольным помощникам.
Пожарные обвиняют Джулиани еще и в том, что за восемь лет пребывания на посту мэра он так и не позаботился о приобретении радиостанций для пожарных и полиции. Это стало причиной гибели в ВТЦ 332 пожарных.
Тогда на фоне дымящихся развалин для Джулиани было важнее всего показать себя сильным и деятельным мэром. Поэтому сейчас газета New York Times даже потребовала от него не выступать с речью в годовщину терактов: 41 раз вместе с высокими иностранными гостями или с кинозвездами он посещал Ground Zero и видел, как вкалывают рабочие, не имевшие даже дыхательных масок. Тогда про отравленный воздух не говорила и Хиллари Клинтон. Ведь в первые месяцы после 11 сентября предостерегать от таких опасностей считалось непатриотичным.
Вина за то, что в тот момент не последовало никаких предупреждений, целиком и полностью лежит на совести государственного органа по охране окружающей среды, который уже через одну неделю после теракта, не произведя полноценных замеров, заявил, что никаких проблем с воздухом не существует.
Точное число пострадавших все еще неизвестно
Законопроект, предусматривающий финансовую поддержку заболевших, уже подготовлен. Первой признанной жертвой стала адвокат Фелисия Данн Джоунс, которая работала неподалеку от ВТЦ и весной 2002 года умерла вследствие снижения иммунитета. Но многих других пострадавших власти жертвами пока еще не признали.
Например, Джеймса Загроду, полицейского из Нью-Джерси, который умер в январе 2006 года в результате продолжительной болезни легких. Загрода провел на работах по расчистке завалов около 400 часов. И хотя судебный медик установил, что Загроду убила отравленная пыль Ground Zero, его пятилетняя дочь до сих пор не получила никакой компенсации.
По сей день точное число пострадавших все еще неизвестно, но по оценке медицинского центра Mount Sinai, проблемы с легкими есть у 70% людей, работавших на расчистке завалов, несколько тысяч уже больны или вскоре заболеют.
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг считает, что пострадало около 400 тысяч человек. Но город предоставляет им медицинскую помощь лишь с января 2007 года, и ею охвачено всего несколько тысяч человек.