Стали известны имена россиян, обвиняемых в причастности к убийству одного из лидеров чеченских боевиков Зелимхана Яндарабиева. В арабской транскрипции они звучат примерно как Анатолий Владимирович Белашков и Василий Анатольевич Бокчов. В воскресенье представитель адвокатов заявил, что точный вариант написания имен позже официально объявит МИД РФ, сообщает "КоммерсантЪ".
Следующее заседание суда по делу россиян состоится через четыре недели. Об этом сообщил пресс-секретарь адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Илья Левитин.
"В воскресенье состоялось предварительное заседание суда, на котором присутствовали оба обвиняемых, представители катарского суда и четыре адвоката - катарский, американский и два российских. Было зачитано обвинение, составленное по итогам предварительного следствия. Судья спросил обвиняемых, признают ли они себя виновными.
Российские граждане отвергли обвинение и заявили о своей невиновности, сказал Левитин.
Защита потребовала предоставления всех материалов дела для тщательного анализа, беспрепятственного доступа адвокатов к задержанным и переноса рассмотрения дела по существу для подготовки защиты, сообщает РИА "Новости".
"Судья удовлетворил все требования защиты и назначил следующее заседание через четыре недели", - сказал Левитин.
Один из лидеров чеченских боевиков Зелимхан Яндарбиев, который жил в Катаре три последних года, погиб при взрыве заминированного автомобиля 13 февраля. В ночь на 19 февраля катарские спецслужбы арестовали в Дохе троих российских граждан, которые находились в Катаре в командировке. Их обвинили в причастности к убийству Яндарбиева.
Один из задержанных, первый секретарь посольства РФ в Катаре Александр Фетисов, обладающий дипломатической неприкосновенностью, был отпущен и 24 марта вернулся на родину.
26 февраля двоим россиянам было предъявлено официальное обвинение в умышленном убийстве.
В Москве требуют освобождения российских граждан, поскольку их арест был необоснован. Как отмечалось в заявлении МИД РФ, российские граждане "пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли без каких-либо нарушений местного законодательства задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму".
"Мы обратились к катарскому руководству с требованием, чтобы российским гражданам была предоставлена возможность беспрепятственно вернуться на родину", - заявил ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Россия будет предпринимать дальнейшие усилия для возвращения на родину задержанных в Катаре российских граждан, заявил официальный представить МИД РФ Александр Яковенко.
Разведчики попались на украденной магнитоле
Арест трех российских граждан, находившихся в командировке в посольстве России, был произведен в Дохе в ночь на 19 февраля. Неделю назад был освобожден один из подозреваемых - после объявления персоной нон-грата в Россию вернулся первый секретарь российского посольства в Катаре Александр Фетисов. Однако он пользовался дипломатическими привилегиями и, по данным катарских следователей, не был непосредственно причастен к убийству Зелимхана Яндарбиева, в отличие от прикомандированных к российскому посольству "аналитиков по борьбе с международным терроризмом".
Их задержанию способствовала нелепая случайность, которая дала властям Катара неопровержимые улики и все основания для того, чтобы не выдавать двух сотрудников спецслужб России. Как сообщалось ранее, двое сотрудников попались из-за кражи автомагнитолы, которую, разумеется, совершили не они. В Москве считают арест российских граждан в Катаре необоснованным и официально заявили, что "ни Россия, ни задержанные в Катаре российские граждане не имеют никакого отношения к покушению на Яндарбиева".
Переговоры об освобождении двоих сотрудников российских спецслужб непрерывно ведутся с того дня, когда их арестовали. К процессу в разное время подключались российские и иностранные юристы и дипломаты всех уровней, однако повлиять на катарскую сторону никому из них так и не удалось.
Улики против россиян собраны неопровержимые
У катарских следователей есть показания двух свидетелей, которые видели, как двое мужчин славянской наружности подложили подозрительный пакет в машину Яндарбиева.
Утром 13 февраля, в день убийства, в доме Яндарбиева в Катаре, как обычно по пятницам, состоялся традиционный мусульманский благотворительный завтрак. Туда собрались представители чеченской диаспоры, а также все желающие из местных.
Одним из гостей Яндарбиевых был катарский полицейский, который за обедом пожаловался своим друзьям на то, что неделю назад из его джипа кто-то вытащил магнитолу. Для зажиточного Катара это очень необычное преступление. Возмущенный полисмен сообщил, что во время пятничной молитвы будет вести скрытое наблюдение за автопарковкой возле мечети. На молитву Яндарбиев с гостями отправился после обеда.
Поскольку к мечети в это время приезжают только верующие мусульмане, наблюдать за парковкой полицейскому оказалось несложно: на ней стояли только пустые автомобили, а все их водители и пассажиры ушли молиться.
Неудивительно, что внимание стража порядка сразу привлекли двое молодых мужчин-славян в светской одежде. Один из них сидел за рулем малолитражки, а второй стоял возле нее и читал газету. Полицейский на всякий случай решил записать номер легковушки, а кроме того, запомнил наклейку на машине, свидетельствующую о том, что она была взята напрокат в аэропорту Дохи.
Примерно через полчаса из мечети вышел попить 13-летний сын Зелимхана Яндарбиева Дауд. Мальчик тоже обратил внимание на двух славян в полотняных брюках и светлых рубашках. По данным газеты, мальчик увидел их в тот момент, когда они стояли рядом с джипом Яндарбиева, и в руках у одного из мужчин был целлофановый пакет.
После взрыва, прогремевшего, когда верующие вышли из мечети и расселись по автомобилям, полицейский подбежал к своим прибывшим на место преступления коллегам и сообщил им о подозрительной малолитражке и приехавших на ней славянах.
После задержания сотрудников российских спецслужб Дауд Яндарбиев и катарский полицейский, у которого украли магнитолу, опознали в них тех людей, которых они видели возле мечети.
Кроме того, в малолитражке, арендованной россиянами, нашли обрезки изоляции электропроводов, которые оказались идентичными тем, которые использовались в конструкции бомбы.
Как казнят иностранцев в арабских странах
В 1996 году гражданки Великобритании Дебора Пэрри и Люсил Маклфлэн приговорены к смертной казни в Саудовской Аравии за убийство гражданки Австралии Ивоны Гилфорд. В мае 1998 года саудовский король Фахд помиловал англичанок под нажимом британского правительства. Отсечение головы было заменено для них на восемь лет тюрьмы и 500 ударов плетьми.
В июле 1997 года в Катаре осуждены за убийство и изнасилование и расстреляны пакистанец Хафез Файез Мохаммед и гражданин Шри-Ланки Сунил Санта Кадигамува. В том же году в Дубае иранцы Маджид Фахер Хусейн Маджид и Абдул Мехди Карим Муштак признаны виновными в убийстве пяти человек во время ограблений и приговорены к распятию. Казнь заменена на расстрел.
В декабре 2000 года в Саудовской Аравии задержаны шесть граждан Великобритании по обвинению в убийстве своего соотечественника Кристофера Родуэя в ноябре того же года и нелегальной торговле алкогольными напитками. Двое из задержанных - Сэнди Митчелл и Уильям Сэмпсон - приговорены шариатским судом к отсечению головы, остальные - к 18 годам тюрьмы. Британские власти добились отмены приговора, и в августе 2003 года осужденные помилованы и высланы в Великобританию, где заявили, что дело против них сфабриковано, а показания они дали под пытками.
В мае 2002 года в Саудовской Аравии признан виновным в убийстве своего отца и казнен гражданин Судана Бент аль-Кахтани. В том же месяце осужден на смерть и казнен гражданин Эфиопии Ватио Фарзиз, забивший до смерти своего земляка.