Сделанное накануне министром общественной безопасности Таши Ханегби заявление о том, что Храмовая гора будет открыта "для еврейских туристов и немусульманских паломников на будущей неделе, даже в отсутствие соглашения с "ВАКФ" (организации, отвечающей за обслуживание исторических памятников на Храмовой горе), вызвала резкую реакцию со стороны этого исламского фонда.
Менеджер "ВАКФ" Аднан Аль Хусейни назвал заявление министра "ненужной провокацией". Он заявил, что между фондом и полицией не существует никакого соглашения о допуске "христианских и еврейских" туристов на гору. По его словам, "только "ВАКФ" имеет право распоряжаться горой и принимать окончательное решение, кого пускать туда, а кого нет", пишет сегодня Haaretz (перевод на сайте Inopressa.ru).
Однако заявление Ханегби, сделанное в комитете Кнессета по внутренним делам в ответ на запрос представителя партии Ликуд Юлия Эдельштейна, вызвало относительно спокойную реакцию со стороны руководства "ВАКФ" и Палестинской автономии, с учетом того, что лишь на прошлой неделе палестинская администрация организовала кампанию против подобных посещений.
Представители "ВАКФ" подтвердили, что они взаимодействуют с полицией по этой проблеме, а один из них заявил о "взаимной заинтересованности" Израиля, Палестинской автономии и Иордании в достижении соглашения. "На "ВАКФ" оказывают давление и палестинская администрация, и Иордания", которые требуют найти решение, позволяющее туристам посещать это место, отметил он.
Как заявило управление делами премьер-министра, ему ничего неизвестно о планах открыть гору для не-мусульман. Непосредственно перед тем, как "хунда" (прекращение огня) вступила в силу, иерусалимская полиция начала пускать туда небольшие группы иудейских и христианских туристов.
"ВАКФ" закрыл гору для не-мусульман осенью 2000 года, после того, как тогдашний лидер оппозиции Ариэль Шарон посетил гору в ходе кампании против готовности Эхуда Барака рассмотреть в Кемп Дэвиде альтернативы израильского суверенитета над горой. Визит Шарона привел к бунтам среди палестинцев, вылившимся в интифаду.
Но незадолго до праздника Тиша Б'Ав полиция заявила, что прекращает посещения из соображений безопасности, в частности, из-за того, что несколько членов Кнессета правой ориентации заявили о намерении посетить гору в день, когда вспоминают храмов двух первых еврейских общин.
Вчера начальник иерусалимской полиции Мики Леви заявил, что решение закрыть гору для не-мусульман в Тиша Б'Ав принято из опасений, что их посещения могут привести к беспорядкам, которые отразятся на тысячах людей, собравшихся на Западном берегу на религиозные службы в ознаменование Тиша Б'Ав.
Ханегби заявил, что с оптимизмом относится к возможности достижения соглашения с "ВАКФ", но "будущая неделя станет проверкой и последней неделей ожидания этого соглашения. Мы больше не можем ждать, и, если возникнет такая необходимость, возобновим посещения горы в одностороннем порядке". Он добавил, что Израиль хочет восстановить статус-кво, существовавший до начала интифады и "длившийся 33 года", при котором "ВАКФ" сохраняет контроль над доступом на гору, но она открыта для туристов любого вероисповедания.
"ВАКФ" и мусульмане всего мира опасаются, что некоторые группы в Израиле заинтересованы в строительстве Третьего храма, который вытеснит мечети Аль Акса и Каменный купол. Палестинцы назвали свое восстание интифадой Аль Аксы, подчеркивая, что его цель - добиться исламского контроля над горой, после того, как Шарон, во время своего посещения, заявил, что она находится под суверенитетом Израиля и никогда не будет отдана.