Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) задал правительству России несколько вопросов о приговоре главе отделения Татарского общественного центра в Набережных Челнах Рафису Кашапову, осужденному по "сепартистской" статье за публикации о присоединении Крыма к России и политике РФ в течение 2014 года, сообщают РБК и радио "Свобода" со ссылкой на юриста правозащитной группы "Агора" Дамира Гайнутдинова, представляющего интересы Кашапова в европейском суде.
Поводом для уголовного преследования Рафиса Кашапова стали его посты в соцсети "ВКонтакте", в которых он называл Крым оккупированной территорией, призывал "защитить Украину и весь тюркский мир" и "освободить Украину от оккупантов", а также сравнивал президента РФ Владимира Путина с нацистским лидером Адольфом Гитлером.
ЕСПЧ коммуницировал жалобу активиста, вышедшего на свободу в конце декабря 2017 года. Правительству, в частности, были заданы вопросы, есть ли достаточные причины для досудебного содержания под стражей Кашапова, имело ли место нарушение права его на свободу и личную неприкосновенность.
Европейский суд также спросил, не был ли приговор за шесть постов в соцсети "ВКонтакте" вмешательством в право общественного деятеля на свободу выражения мнения, а если да, было ли это вмешательство необходимым в демократическом обществе. Правительство России должно ответить до 4 мая 2018 года.
Статья 280.1 была внесена в УК РФ в конце 2013 года и вступила в силу в 2014 году после присоединения Крыма к России. Приговор Кашапову был первым приговором по новой ст. 280.1, уточнил адвокат.
"Процесс Кашапова подтвердил исключительно низкие стандарты доказывания, ранее сложившиеся по экстремистским делам, тотальный отказ суда даже оценивать аргументы защиты, игнорирование постановления пленума Верховного суда РФ по экстремистским делам, не говоря уже о практике ЕСПЧ", - сказал Гайнутдинов.
По его словам, можно утверждать, что именно приговор Кашапову определил реальные сроки по схожим обвинениям для инженера-механика Андрея Бубеева и активистки Дарьи Полюдовой за посты в соцсетях.
15 сентября 2015 года Кашапова осудили на три года колонии общего режима за призывы к сепаратизму, публичные призывы к разжиганию ненависти и вражды по признаку национальности. Кроме того, после отбытия основного наказания ему запрещено пользоваться социальными сетями в течение двух лет.
Кашапов свою вину не признал, просил Конституционный суд проверить "сепаратистскую" статью на соответствие Конституции и назвал дело сфабрикованным ФСБ. По его словам, он всего лишь критиковал Путина за присоединение Крыма к РФ и полагал, что возможное нахождение российских войск в Донбассе и Луганской области приведет к большой войне.
Помимо Кашапова в числе первых осужденных оказались активистка Дарья Полюдова, якобы призывавшая в соцсетях добиться отделения Краснодарского края от России с его последующим присоединением к Украине, муниципальный депутат из Суоярвского района Карелии Владимир Заваркин, который на митинге за отставку губернатора поинтересовался у присутствующих, не стоит ли провести референдум и присоединиться к Финляндии, и страдающий психическим расстройством глава так называемой церкви Челябинского метеорита Алексей Морошкин, ратовавший за независимое Уральское государство.
Эксперты правозащитного центра "Сова" также не нашли экстремизма в сообщениях Кашапова. Правозащитный центр "Мемориал" внес активиста в список политических заключенных. Рафис Кашапов вышел на свободу 27 декабря 2017 года, отбыв назначенный судом срок в полном объеме.
В мае 2015 года Набережночелнинский городской суд признал Всетатарский общественный центр, председателем которого является Кашапов, экстремистской организацией. Деятельность центра запрещена на территории России.