Для журналистов Россия - одна из самых опасных стран мира. После распада Советского Союза в России были убиты десятки сотрудников СМИ. Почти всегда они погибали, если интересовались происхождением быстро нажитого состояния или коррупцией в государственном аппарате, пишет Frankfurter Rundschau. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
Например, журналист Дмитрий Холодов был убит подчиненными бывшего министра Павла Грачева после того, как он написал о коррупции в министерстве обороны, отмечает издание.
В то же время есть еще мужественные россияне, которые продолжают разоблачать противозаконную деятельность чиновников. Особенно это рискованно в провинции, где только во время президентства Владимира Путина было убито 12 журналистов. Павел Хлебников стал первым иностранным журналистом, убитым в России.
Большая часть журналистов в России давно практикует самоцензуру. Убийство Хлебникова, без сомнения, заставит дважды задуматься даже тех немногих, кто все еще готов вести нелегкие расследования, пишет газета. Не факт, что они станут и дальше рисковать своей жизнью.
The Times цитирует слова российского предпринимателя Бориса Березовского, который один из первых отреагировал на убийство Павла Хлебникова. Бизнесмен предположил, что Хлебников, застреленный наемным убийцей в Москве, "вызвал у кого-то сильное недовольство" своими публикациями. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
Березовский, который судился в Лондоне с Хлебниковым, написавшим о нем критический материал, заявил, что журналист мог задеть кого-то из могущественных бизнесменов, опубликовав в русском Forbes список 100 самых богатых людей России. Публикация включала подробную оценку их активов и информацию о том, как они сделали деньги.
"Богатые люди нигде в мире не любят, когда их богатство полощут газеты", - сказал миллиардер, в прошлом году получивший политическое убежище в Британии после того, как заявил, что его жизнь в опасности.
"Это особенно справедливо в России, где подобное внимание равносильно отправке в прокуратуру письма с просьбой начать расследование против того или иного бизнесмена". Возможно также, добавил он, что журнал написал о бизнесменах, близких к президенту Владимиру Путину.
Павел Хлебников переехал в Москву полгода назад, чтобы начать издание российской версии Forbes. "Россия сегодня стоит на пороге новой эры", - написал он в первом номере.
В стране, где большинство журналистов либо раболепствуют перед Кремлем, либо оплачиваются богатыми бизнесменами, Хлебников обещал, что его издание будет противостоять влиянию извне. Когда появился список богатых, несколько бизнесменов были недовольны тем, что они сочли вторжением в их частную жизнь. По сообщению одной из российских радиостанций, Хлебников получал угрозы.
По словам друзей, в прошлом Хлебникову уже угрожали - в связи с расследованием финансовых дел Березовского. Однако никто не высказывал предположений о причастности живущего в изгнании магната к угрозам или к убийству, совершенному в пятницу, пишет издание.
Журналист The Times отмечает, что Хлебников не выказывал ни малейших признаков беспокойства за свою жизнь, когда они обедали вместе с его женой Марджори за четыре дня до убийства. "Мы пили белое вино в одном из самых модных московских ресторанов, он с оптимизмом говорил о будущем России и сказал, что хочет публиковать позитивные статьи о возрождении страны, откуда его предки бежали во время революции", - пишет корреспондент The Times.
"В России многое не так, но я вижу вокруг огромные перемены, - приводит он слова Хлебникова. - Я верю в способность России снова стать великой страной".
Стремясь успокоить жену, ненадолго приехавшую из Нью-Йорка, где она осталась с детьми, он сказал, что российские бизнесмены все чаще обращаются к адвокатам, а не к наемным убийцам.
Убийство журналиста потрясло его друзей и коллег. Дэвид Хупер, британский адвокат, представлявший интересы Хлебникова в тяжбе с Березовским, назвал его "бесстрашным журналистом с прекрасными источниками". Он добавил: "Он был одним из первых, кто рассказал Западу о масштабах грабежа, происходившего в России".
В статье о Березовском "Крестный отец Кремля", опубликованной в 1996 году в Forbes, Хлебников утверждал, что магнат перевел сотни миллионов долларов за границу и связан с чеченской мафией. Хлебников подробно описал путь Березовского наверх в книге "Крестный отец Кремля. Упадок России в эпоху гангстерского капитализма".
Березовский отверг все обвинения и подал против Forbes иск о клевете в Великобритании. Стороны пришли к соглашению после того, как журнал признал, что несправедливо обвинил Березовского в причастности к убийству телемагната в 1995 году.
"Суд не признал, что Березовскому нанесен ущерб, но освободил его от уплаты издержек, и он прекратил преследование", - заявил Хупер.
Самые опасные страны для журналистов - Алжир, Россия, Руанда, Колумбия и Индия
По данным ежегодного доклада независимой всемирной организации Committee to Protect Journalists (комитет по защите журналистов, CPJ), основанной в 1981 году и имеющей штаб-квартиру в Нью-Йорке, в период с 1992 по 2003 годы в результате "умышленных злонамеренных действий" были убиты 347 журналистов.
Как показали исследования, проведенные экспертами CPJ, только 55 репортеров (что составляет примерно 16% от общего числа убитых) погибли под огнем воюющих сторон в вооруженных конфликтах.
264 убийства журналистов (74%) носили заказной характер и были связаны с их профессиональной деятельностью.
С 1994 года, как сообщается в докладе CPJ, "только 26 уголовных дел, заведенных по фактам заказных убийств, были доведены до конца и закончились вынесением приговора виновным". Это означает, что безнаказанными остались 90% преступлений.
Самыми опасными странами для профессиональной деятельности журналистов в 2003 году (за исключением Ирака и Афганистана, где идет война) стали Алжир, Россия, Руанда, Колумбия и Индия.