Ислам Каримов и Джон Керри
Reuters
Ислам Каримов и Джон Керри
 
 
 
Ислам Каримов и Джон Керри
Reuters

Видный оппозиционный деятель Узбекистана, бывший депутат парламента страны Мурод Джураев выпущен на свободу. Это произошло спустя несколько недель после того, как в Узбекистан приехал с визитом госсекретарь США Джон Керри, который встретился с президентом Исламом Каримовым, сообщает Reuters.

63-летний Джураев, выпущенный из исправительного учреждения в городе Чирчик недалеко от Ташкента, провел в тюрьме 21 год.

Экс-депутат и член запрещенной партии "Свобода" был приговорен к тюремному заключению в 1995 году за "попытку свержения конституционного строя". За решеткой он должен был находиться 12 лет, однако узбекские власти продлевали срок несколько раз. Как отмечает радио "Свобода", они объясняли это тем, что Джураев якобы нарушал внутренний распорядок в тюрьме, к примеру "неправильно чистил морковь".

Джураев был депутатом парламента в 1991 и 1992 годах. В сентябре 1994 года он был арестован. Его сторонники заявили, что дело было политически мотивированным. Освобождение Джураева произошло через две недели после того, как госсекретарь США Джон Керри встретился в Ташкенте с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, чтобы обсудить двусторонние отношения.

Агентство "Фергана", публикуя свежую фотографию бывшего политического заключенного, отмечает, что Мурад Джураев "выглядит сильно постаревшим и осунувшимся, однако, он бодр". 10 ноября активисты правозащитного общества "Эзгулик" посетили Джураева в колонии и распространили заявление, в котором призвали власти страны освободить узника, основываясь на принципах человечности и гуманизма.

Тем не менее повлиял на судьбу Джураева именно Керри. Источник агентства, знакомый с ситуацией, заявил: "Визит Керри имеет к этому освобождению самое непосредственное отношение. Мы ждали, что кого-то из политзэков освободят перед его визитом или во время визита. Но этого не произошло - стали даже переживать. Теперь понятно, что Штаты готовы развивать сотрудничество с Узбекистаном только при условии, если режим смягчит насилие и освободит хотя бы одну-две знаковых фигуры".