Бывший вице-президент США Альберт Гор, проигравший Джорджу Бушу в борьбе за Белый дом в 2000 году, подверг критике высказывание нынешнего главы американской администрации, который назвал Иран, Ирак и Северную Корею "осью зла". Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Выступая во вторник в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке, Гор поддержал первоначальные действия Буша в борьбе против терроризма. В то же время он заявил, что администрация Буша проявила "нетерпение и пренебрежение" к союзникам США в "афганской войне". При этом он подчеркнул, что одни военные действия не могут привести к победе в войне против терроризма.
Говоря об Иране, Гор заявил, что эта страна представляет большую угрозу для США, чем Ирак. Вместе с тем, по его словам, Соединенные Штаты должны найти пути, чтобы поддержать то большинство в Иране, которое "совершенно очевидно хочет развивать более конструктивные отношения с нами". Гор подчеркнул, что США должны помнить о необходимости сохранения у власти нынешнего пакистанского лидера, избегать эскалации насилия на Ближнем Востоке, а также обеспечивать безопасность и защищать интересы союзников, включая Саудовскою Аравию, Турцию и другие государства Персидского залива.
Коснувшись Северной Кореи, Гор отметил, что Вашингтону необходимо поддерживать мир на Корейском полуострове, "будучи при этом готовым к войне". По его словам, в 90-е годы администрация Клинтона показала, что "творческая и действенная программа может подвинуть северокорейский режим к новым направлениям".
Высказывание Буша вызвало неоднозначную реакцию не только в других странах, но и в самих США. Демократы в конгрессе США рекомендовали президенту Бушу "более тщательно подбирать выражения", когда он дает характеристики другим странам. Лидер демократического большинства в сенате Том Дэшл заявил в интервью телекомпании PBS, что Бушу не стоило назвать Ирак, Иран и КНДР "осью зла". "Для нас крайне важно взглянуть на каждую из этих стран как на угрозу США, как на проблему, которую необходимо решать, - сказал он. - Однако нам надо быть весьма осторожными в использовании подобной риторики". В итоге, по его словам, даже умеренные круги Ирана резко отреагировали на выступление Буша.
В последние дни высокопоставленным представителям администрации, в основном госсекретарю Пауэллу, пришлось давать объяснения законодателям по поводу заявления президента, которое он сделал, обращаясь с посланием "О положении страны" к конгрессу. В основном все вопросы сводились к тому, насколько велика угроза, которую представляют указанные страны и насколько неизбежным является военное противостояние с ними. С одной стороны, Пауэлл доказывал членам конгресса, что президент сделал громкое заявление не ради красного словца, а с другой же - старался их убедить в том, что США готовы к диалогу с Ираном и КНДР, и ни о какой новой военной операции речь не идет. Как бы там ни было, высказывание Буша вызвало гневную реакцию в Багдаде, Тегеране и Пхеньяне, а ряд европейских столиц дали понять Вашингтону, что с такими заявлениями американцам даже при их военной и экономической мощи выступать все же не следует.