Майкл Флинн
Gage Skidmore / Flickr
Майкл Флинн Адам Шифф
 
 
 
Майкл Флинн
Gage Skidmore / Flickr
 
 
 

Председатель спецкомитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Адам Шифф (демократ от штата Калифорния) обязал явиться экс-помощника президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна на слушания комитета и бывшего советника избирательного штаба Трампа Рика Гейтса для дачи показаний в рамках расследования случаев российского вмешательства в американские президентские выборы 2016 года. Об этом говорится в распространенном комитетом в четверг заявлении.

"В рамках проводимых расследований в отношении попыток России и других иностранных субъектов оказать влияние на политический процесс в США во время и после выборов 2016 года, включая касающиеся контрразведывательной деятельности угрозы, возникшие в результате связей американцев с российским правительством и/или другими иностранными субъектами, спецкомитет по разведке Палаты представителей направил повестки двум центральным фигурам доклада [спецпрокурора США Роберта] Мюллера", - отмечается в документе, который цитирует ТАСС.

Шифф обязал Флинна и Гейтса выступить перед конгрессменами и предоставить все документы, связанные с расследованием российского вмешательства. "Поскольку вы отказались добровольно выполнить просьбу комитета о предоставлении документов и даче показаний, у комитета не остается иного выбора, кроме как востребовать указанные документы и ваши показания повесткой", - отметил демократ. Шифф рассказал, что комитет "продолжает изучать глубокую обеспокоенность вокруг контрразведывательной деятельности, высказанную в докладе спецпрокурора Мюллера".

В феврале 2017 года помощник президента по национальной безопасности Флинн был вынужден уйти в отставку из-за того, что не в полной мере проинформировал вице-президента Майкла Пенса о беседах с Сергеем Кисляком, занимавшим в то время пост посла РФ в США. Обвинения Флинну были предъявлены 1 декабря 2017 года. В настоящее время он сотрудничает со следствием и ожидает приговора суда по своему делу.

Министерство юстиции США обнародовало 18 апреля итоговый доклад Мюллера. Спецпрокурор утверждал, что Россия пыталась оказывать воздействие на ход президентской избирательной кампании в США в 2016 году. При этом Мюллер отметил, что не нашел доказательств сговора Трампа с российским руководством. Спецпрокурор также подчеркнул, что не может сделать однозначный вывод, чинил ли глава государства препятствия правосудию.

Дональд Трамп и его помощники неоднократно отвергали подозрения в каких-либо неправомерных контактах с официальными лицами России в период избирательной кампании. Москва также много раз отвергала утверждения о попытках повлиять на ход выборов в США.

В Сенате допросили сына Дональда Трампа

Между тем сенатский комитет по делам разведки провел закрытое заседание, на котором старший сын президента США Дональд Трамп-младший отвечал на вопросы, касающиеся его участия в контактах предвыборного штаба отца с представителями России. Сенаторов также интересовало, известно ли ему о таких контактах других лиц из окружения нынешнего президента, передает радио "Свобода".

Сын нынешнего президента занимал в штабе Трампа одну из ключевых позиций: он был одним из старших советников кандидата Дональда Трампа. В этом качестве он организовал 9 июня 2016 года встречу с российским адвокатом Натальей Весельницкой, на которой присутствовали руководитель штаба Пол Манафорт и зять президента и его советник Джаред Кушнер. Они ожидали от Весельницкой компромат на Хиллари Клинтон, причем знали, что это информация из очень высоких российских сфер (от "королевского прокурора", как написал в электронном письме посредник-британец Роб Голстоун). Как подтвердил российский поп-певец Эмин Агаларов, просьба о встрече исходила от его отца, президента и владельца холдинга Crocus Group Араса Агаларова. Однако приманку в виде компромата Голдстоун, по словам Эмина, выдумал сам.

Компромат оказался жалким и бездоказательным, хотя впоследствии президент РФ Владимир Путин дважды повторял его публично. Когда факт встречи выяснился, Трамп-младший попытался отделаться коротеньким заявлением: мол, в разговоре речь шла об усыновлении американцами российских детей, "но эта тема не играла роли в кампании, и никакого продолжения не последовало". Днем позже появилось более пространное заявление, в составлении которого, по некоторым сведениям, принимал участие Трамп-отец. Весельницкая будто бы располагала "информацией, которая могла пригодиться в кампании", но "ее утверждения были расплывчатыми, неопределенными и бестолковыми... Вскоре стало ясно, что у нее нет значимой информации".

Главный вопрос по данному эпизоду заключался в том, знал ли Трамп-старший о встрече с Весельницкой предварительно? Если знал, значит, санкционировал ее.

И отец, и сын такую осведомленность отрицают. Однако сначала журналисты, а затем и спецпрокурор Мюллер обратили внимание на странное совпадение. 7 июня, за два дня до встречи с Весельницкой, Трамп сообщил своим сторонникам, что в ближайшие дни - "может быть, в понедельник на будущей неделе", то есть 13 июня - он собирается произнести большую речь "обо всех делишках Клинтонов". Эта речь не состоялась.

В сентябре 2017 года Дональд-младший уже давал показания трем комитетам Сената в общей сложности в течение 25 часов. Эти заседания тоже были закрытыми, но позднее их стенограммы были опубликованы. Но в марте этого года сенатский комитет по разведке стал настойчиво приглашать его снова. Сын президента отказался явиться добровольно, и комитет вызвал его повесткой. Большинство в комитете, как и во всей верхней палате, принадлежит республиканцам, но по этому вопросу межпартийных разногласий не возникло.

Президент заявил тогда, что комитет ведет себя "нечестно" по отношению к его сыну. Бывший главный юрисконсульт Белого дома Дональд Макган отказался явиться в Конгресс по повестке - ему запретил президент. Но Трамп-младший не служит и не служил в администрации, и ему запретить давать показания нельзя.

Некоторые подробности показаний Дональда-младшего сообщила со ссылкой на анонимные источники The New York Times. Он, в частности, заявил Сенату, что не информировал отца заранее о предстоящей встрече с Весельницкой и не следил за переговорами о проекте башни в Москве.