Соединенные Штаты ввели санкции против трех российских компаний, обвиняя их в причастности к поставкам военных технологий странам, поддерживающим терроризм, сообщает "Интерфакс".
Как стало известно в пятницу, государственный департамент включил в "черный список" Тульское инструментальное конструкторское бюро, Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" и Авиационное предприятие ╧ 168 в Ростове-на-Дону.
Детали пока неизвестны.
Руководство тульского ФГУП "КБ приборостроения" считает необоснованными обвинения США
Руководство тульского ФГУП "КБ приборостроения" считает необоснованными обвинения США в поставках военных технологий в страны, поддерживающие терроризм, сообщает РИА "Новости".
Об этом заявил в пятницу первый заместитель генерального директора этого предприятия Василий Грязев. "Все поставки вооружений за рубеж осуществляются в соответствии с международными соглашениями и ограничениями ООН", - подчеркнул он.
В "КБ приборостроения" отмечают, что подобное включение в "черный список" никак не отразится на экономическом состоянии предприятия. "Подобное уже было два года назад, и все санкции в конечном итоге были отменены", - заявили в руководстве КБ.
Руководитель "Базальта" заявил, что включение Госдепом США его предприятия в "черный список" является актом недобросовестной конкуренцией
Включение Госдепартаментом США российского государственного научно-производственного предприятия "Базальт" в "черный список" якобы за "поставки военных технологий странам, поддерживающим терроризм", не имеет оснований и продиктовано недобросовестной конкуренцией, считает генеральный директор этого предприятия Владимир Кореньков. Об этом он заявил сегодня, комментируя обвинения американской стороны в сотрудничестве со "спонсорами терроризма".
"Наше предприятие выпускает и поставляет на мировой рынок широкий спектр военной продукции. Однако право на продажу принадлежит исключительно государству, и вся реализация продукции по контрактам осуществляется только "Рособоронэкспортом". Жесткий государственный контроль за экспортными поставками исключает какое-либо сотрудничество со странами, имеющими сомнительную репутацию," - подчеркнул он.
Генеральный директор считает, что решение госдепа не опирается на предварительное изучение вопроса с участием российской стороны. "Представители США могли убедиться, побывав в России, что "Базальт" не имеет каких-то связей со "спонсорами терроризма". Однако госдеп принял решение без предварительных консультаций, игнорировав тем самым мнение российской стороны,"- сказал Кореньков.
Отвечая на вопрос о возможной ошибке в определении географии поставок продукции "Базальта", гендиректор подчеркнул, что на мировом рынке вооружений после разрушения СССР появилось много недобросовестных конкурентов, выпускающих военную продукцию под маркой бывших советских предприятий.
"На международных выставках наши специалисты неоднократно встречались с продукцией Пакистана, Болгарии, Румынии и других стран, которые выпускают вооружения под нашей маркой. Однако международное законодательство имеет белые пятна, и у "Базальта", как и других российских предприятий, нет возможности заставить иностранных производителей прекратить выпуск такой фальсифицированной военной продукции," - подчеркнул он.
Информация о введении США санкций против трех российских предприятий может быть сигналом о том, что Америка больше не нуждается в поддержке России
Информация о введении США санкций против трех российских предприятий может быть сигналом о том, что Америка больше не нуждается в поддержке России, заявил РИА "Новости" заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк.
"Они добились чего хотели в Афганистане, сейчас планируют операцию в Персидском заливе, и им поддержка России не нужна", - добавил он. Однако Кременюк не исключает и второго варианта, "когда одно ведомство не знает, что делает другое, что является типичной ситуацией для бюрократии".
Как сообщают информационные агентства, Государственный департамент США включил в свой "черный список" и ввел санкции против Тульского инструментального конструкторского бюро, Государственного научно-производственного предприятия "Базальт" и Авиационного предприятия ╧ 168 в Ростове-на-Дону. По мнению американского внешнеполитического ведомства, эти российские компании "причастны к поставкам военных технологий в страны, которые поддерживают терроризм".
Кременюк считает, что России и США надо договариваться по вопросу поставок военных технологий, так как до сих пор эта сфера взаимоотношений двух стран не отрегулирована. "Позиции обеих сторон непримиримы. Россия не хочет согласовывать подобные вопросы с США. Мы не скрываем, что у нас есть близкие военно-технические связи с целым рядом стран, которые в США не любят. Мы поставляем этим странам оборудование и, наверное, вооружение, и не видим в этом ничего дурного ни для себя, ни для других, так как делаем все гласно, без нарушения договоренностей", - пояснил Кременюк.
Москва заявила о неправомерности действий США
Москва заявляет о неправомерности и о решительном неприятии санкций, введенных США против трех российских оборонных предприятий. Об этом вечером в пятницу заявил заместитель официального представителя МИД РФ Борис Малахов.
По его словам, 4 сентября американская сторона официально проинформировала МИД России о введении санкций против трех российских оборонных предприятий: Государственного унитарного предприятия "КБ Приборостроения", Федерального государственного унитарного предприятия "Базальт" и Акционерного общества "Роствертол", мотивируя этот шаг поставками российской военной техники в Ливию, Сирию и Судан.
12 сентября в МИД России был принят старший заместитель госсекретаря США Джон Болтон, которому было указано на неправомерность таких действий. "Наш демарш был доведен до американской стороны и по другим каналам", - отметил Малахов.
"У нас вызывает особое недоумение, что такой необоснованный шаг предпринят нашим партнером по антитеррористической коалиции", - подчеркнул российский дипломат.
Он напомнил, что никаких решений международного характера, запрещающих или ограничивающих поставки вооружений в Ливию, Сирию или Судан, не существует. "Военно-техническое сотрудничество России с этими странами является абсолютно легитимным, более того, оно носит весьма ограниченный характер", - указал Борис Малахов.
По его словам, Россия осуществляет экспорт вооружений, исходя из своих национальных, в том числе экономических интересов, сообщает РИА "Новости". МИД России, другие российские ведомства в этой связи принимают надлежащие меры для защиты прав и интересов российских предприятий, осуществляющих ВТС с иностранными государствами, сказал он.
Кроме того, Российская Федерация в целом проводит "ответственную политику в области передачи вооружений и строго соблюдает положения Устава ООН, все резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, Руководящие принципы ООН в отношении международных поставок оружия от 6 декабря 1991 года, а также все свои обязательства в рамках международных режимов нераспространения и экспортного контроля", - заключил Борис Малахов.
СПРАВКА
Тульское инструментальное конструкторское бюро
Тульское КБ приборостроения - крупнейшее предприятие по производству обычных вооружениях.
ГУП "Конструкторское бюро приборостроения" производит противотанковые и артиллерийские комплексы, зенитное, стрелково-пушечное вооружение, спортивно-охотничье оружие.
Среди выпускаемого оружия автоматы Калашникова, специальные автоматы АС, винтовки снайперские, карабины, управляемые ракеты, пусковые установки, гранатометы.
До 2010 года тульское государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (КБП) будет преобразовано в корпорацию "Высокоточное оружие".
Как сообщил журналистам генеральный директор предприятия Аркадий Шипунов, в ближайшее время президент России подпишет указ о преобразовании тульского КБП в корпорацию. В ее состав планируется включить 12-15 предприятий, в основном оборонных, которые в течение многих лет активно сотрудничают с "КБ приборостроения" в разработке новых образцов вооружения.
По словам Шипунова, корпорация будет не только создавать новые образцы вооружения, но и пополнять и модернизировать имеющиеся виды военной техники. С этой целью с 25 до 42% увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания новых технологий. Налоговые поступления корпорация будет оставлять в регионах, где базируются ее предприятия.
В рейтинге 100 крупнейших мировых производителей и экспортеров вооружений за 2000 год, опубликованном американским еженедельником Defence News, тульское КБП с годовым оборотом 90 млн. долларов заняло 90-е место.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Базальт"
Федеральное государственное унитарное предприятие "Базальт", созданное более 60 лет назад, является одним из мировых лидеров по разработке авиационно-бомбового вооружения, противотанковых и противодиверсионных морских гранатометных комплексов, минометных выстрелов всех типов и калибров и других видов боеприпасов.
Созданный здесь почти 15 лет назад впервые в мире гранатометный выстрел ПГ-7ВР для поражения бронецелей, имеющих комбинированную защиту, не имеет зарубежных аналогов до сих пор.
Созданный 40 лет назад ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 сегодня находится на вооружении более чем 50 армий мира. Последние модификации гранатомета ≈ РПГ-7В1 с различными выстрелами - позволяют решать боевые задачи, непосильные любому другому оружию ближнего боя.
Авиационный завод в Ростове-на-Дону
Авиационный завод в Ростове-на-Дону основан 1 июля 1939 года, в 1992 году он был акционирован с изменением названия на ОАО "Роствертол". В настоящее время генеральным директором ОАО "Роствертол" является Борис Слюсарь.
ОАО "Роствертол" серийно выпускает два типа вертолетов ≈ тяжелые транспортные Ми-26 (гражданский вариант Ми-26Т) и их модификации, а также боевые вертолеты типа Ми-24/35.
Многоцелевой вертолет Ми-26(Т) не имеет аналогов в мире, только этот вертолет способен перевозить грузы весом до 20 тонн в грузовой кабине или на внешней подвеске. В настоящее время Ми-26 является основным тяжелым транспортным вертолетом Минобороны России и ряда стран СНГ. Его эффективность и надежность оценена и многими странами дальнего зарубежья.
Многовариантность применения Ми-26 достигается за счет использования широкого спектра дополнительного схемного оборудования, позволяющего быстро трансформировать базовый вертолет в один из следующих вариантов применения: десантный, санитарный, противопожарный, топливозаправочный.
Под эгидой ООН вертолеты Ми-26 работали в Сомали, Камбодже, Индонезии. В 1999-2000 гг., когда пожары охватили Европу, эти вертолеты участвовали в их тушении.
Вертолет Ми-26, предлагаемый ОАО "Роствертол" турецким заказчикам, по словам его производителей, соответствует всем основным требованиям, предъявляемым потенциальным партнером.
При этом завод готов максимально задействовать предприятия радиоэлектронной и авиационной промышленности Турции для совместной доработки вертолета, а также к сотрудничеству по созданию ремонтной базы на территории заказчика и передаче технологий ремонта вертолетов.
Также "Роствертол" производит многоцелевые ударные вертолеты типа Ми-24/35, которые состоят на вооружении в российских ВВС и прекрасно зарекомендовали себя более чем в 20 странах мира. Они доказали свою надежность в самых сложных боевых ситуациях. В 1997-2001 годах был подписан целый ряд контрактов со странами Азии и Африки на продажу и ремонт данного типа вертолетов.
Одной из последних разработок является вертолет Ми-35М, который предназначен для уничтожения бронированной техники, огневой поддержки сухопутных войск, высадки десанта и эвакуации раненых, а также для транспортировки грузов. Особенностью вертолета является то, что он адаптирован к работе в составе вооруженных сил НАТО, может эффективно выполнять боевые задачи как днем, так и ночью, выполнять полеты в условиях высокогорья.
О санкциях против российских организаций
Известно, что подобные санкции США вводит не впервые. Так, 29 апреля 1999 года Госдеп США опубликовал объявленное ранее уведомление о введении экономических санкций против трех российских организаций под предлогом поставки ими "смертоносного военного оборудования" стране, являющейся, по определению госсекретаря, "спонсором терроризма" (имелась в виду Сирия).
В отношении Тульского инструментально-конструкторского бюро, Вольского механического завода и ЦНИИ точного машиностроения США заявили, что будут проводить "политику отказа в предоставлении всех видов помощи". Решение принято на основании закона об оказании помощи иностранным государствам, который предусматривает в подобных случаях прекращение всех видов помощи государству-"нарушителю".
Однако в решении госдепа подчеркивалось, что речь идет об отказе в помощи именно названным трем организациям, а помощь Правительству России "имеет важное значение для национальных интересов США".
Указанные организации пополнили учрежденный минторгом США с февраля 1998 года "черный список" сомнительных иностранных пользователей американской высокотехнологичной продукции, экспортируемой в другие страны.
Список регулярно публикуется минторгом США с целью информировать американских экспортеров об особых требованиях к поставке компьютеров и других товаров двойного назначения тем иностранным потребителям, которые могут, по мнению США, использовать их для разработки оружия массового поражения или для передачи с этой целью другим странам. Для поставки этим организациям компьютеров и других товаров, экспорт которых регулируется минторгом, американские компании должны обращаться за лицензиями.
В 1998 г. в "черный список" были включены Всесоюзный НИИ технической физики (Челябинск-70), НИИ экспериментальной физики (Арзамас-16) и все организации, институты и центры системы Минатома РФ, расположенные в Снежинске и Кремлеве. Причиной этого послужила "несанкционрованная" продажа американской компанией Silicon Grafics нескольких компьютерных систем одной российской лаборатории, которая якобы использовала их для компьютерной имитации ядерных взрывов.
В феврале 1999 года администрация Клинтона объявила о введении санкций против десяти российских институтов и предприятий, обвиняемых в передаче ядерной технологии Ирану.
Указанные санкции вводились США в одностороннем порядке, со ссылкой на национальное законодательство, без предварительных консультаций и без представления весомых доказательств относительно вменяемых российским организациям нарушений.