Экспертов серьезно беспокоит тот факт, что огромные средства из бюджетов государств тратятся на военную составляющую, что лишь обостряет противостояние в мире
Global Look Press
Экспертов серьезно беспокоит тот факт, что огромные средства из бюджетов государств тратятся на военную составляющую, что лишь обостряет противостояние в мире Огромное внимание на конференции уделили возможному ирано-израильскому конфликту
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Экспертов серьезно беспокоит тот факт, что огромные средства из бюджетов государств тратятся на военную составляющую, что лишь обостряет противостояние в мире
Global Look Press
 
 
 
Огромное внимание на конференции уделили возможному ирано-израильскому конфликту
Global Look Press
 
 
 
Всего до 2020 года российские власти планируют потратить на вооружения колоссальную сумму более 20 триллионов рублей
Russian Look

Гонка вооружений в космосе и война с участием Ирана - основные риски в области глобальной безопасности ближайшего времени, причем, по мнению некоторых специалистов, серьезный конфликт в Персидском заливе может начаться уже в конце этого года. Вопросы международной, в том числе ядерной, безопасности и возможные наихудшие сценарии обсудили в эти дни крупнейшие мировые эксперты в области обороны - политики, дипломаты, военные и ученые. В 2007 году они объединились в неправительственную структуру, получившую название Люксембургский форум. 11 и 12 сентября они проводили конференцию в столице Швейцарии, где 17 лет назад был создан Женевский центр политики безопасности.

"Наши дискуссии проходили в пессимистической обстановке. Мы озабочены возможностью начала гонки вооружений в космосе, тревогу вызывают ситуации на корейском полуострове, вокруг Ирана", - сообщил журналистам директор Женевского центра Фред Таннер, которого цитирует ИТАР-ТАСС. Экспертов серьезно беспокоит тот факт, что огромные средства из бюджетов государств тратятся на военную составляющую, что лишь обостряет противостояние в мире.

- Что ждет Россию в случае войны с Ираном

Как отметил Таннер, на оборону тратятся большие деньги во многих странах, включая Китай. Бразилия, к примеру, приобретает атомные подводные лодки. Россия в этом контексте не упомянута, но нужно добавить, что ее бюджетная политика на ближайшие годы предусматривает рост расходов на оборону, нацбезопасность и правоохранительную деятельность, причем за счет урезания бюджетных статей на здравоохранение, образование, спорт, культуру и ЖКХ.

Всего до 2020 года российские власти планируют потратить на вооружения колоссальную сумму более 20 триллионов рублей. Эту цифру в свое время было "страшно произнести" Владимиру Путину, тогда премьеру.

Таннер особо подчеркнул, что правительства многих государств волнует сейчас лишь финансовый кризис, а не процесс разоружения, хотя он помог бы сэкономить 1800 миллиардов долларов в год. Участники конференции решительно заявили, что миру необходимо изменить свой курс. Они предложили пригласить на одну из встреч экспертного форума министров финансов.

Озабоченности Люксембургского форума отражены в итоговой декларации. По традиции она разослана лидерам ведущих государств и основным международным организациям, таким как ООН, МАГАТЭ, НАТО и ОБСЕ.

Угроза войны на Ближнем Востоке как никогда велика

Огромное внимание на конференции уделили возможному ирано-израильскому конфликту. Председатель неправительственной структуры, уроженец Москвы Вячеслав Кантор заявил на конференции, что угроза новой войны в зоне Персидского залива в ближайшем будущем как никогда велика, и что такая война может привести к катастрофическим и непредсказуемым последствиям, передает РИА "Новости".

"Несмотря на все резолюции Совета безопасности ООН, санкции и дипломатические усилия государств, ведущих переговоры с Ираном, Тегеран продолжает осуществлять свою ядерную программу. За три последних месяца Иран удвоил количество центрифуг под землей в Фордо - до 2,14 тысячи единиц, не допускает инспекторов МАГАТЭ в Парчин", - сказал Кантор в своем докладе.

Глава Люксембургского форума добавил, что "в ответ на экономические санкции со стороны США и Европейского союза Иран угрожает перекрыть Ормузский пролив и проводит интенсивные военные мероприятия, которые спровоцировали наращивание военного присутствия США в регионе и подготовку Израиля к боевым действиям".

В свою очередь один из экспертов форума, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов высказал мнение, что "военные действия Израиля против Ирана могут начаться после президентских выборов в США, в конце нынешнего - начале следующего года". "Терпение у Израиля заканчивается. С технической точки зрения Иран продвинулся достаточно далеко. Мы не знаем, что там у него делается. И поэтому война такая весьма вероятна. По крайней мере, в этом сходятся все эксперты", - сказал российский академик, комментируя ситуацию по просьбе журналистов.

Если случится новая холодная война, она будет гораздо хуже прежней

Еще один острый вопрос, волнующий экспертов - гонка вооружений в космосе. "К сожалению, прогресса по невыводу оружия в космос достигнуть никак не получается", - констатировал участник конференции в Женеве экс-глава МАГАТЭ Ханс Бликс. В итоговой декларации выражена тревога по поводу того, что продолжаются испытания суборбитальных и орбитальных систем оружия, существует перспектива космической гонки вооружений, которая может полностью подорвать стратегическую стабильность и ликвидировать контроль над вооружениями, сообщает РБК daily.

Большой задел для осуществления такого сценария сегодня имеется у США, России и Китая, заявил председатель оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН генерал Владимир Дворкин. А Вячеслав Кантор, оценивая выполнение нового российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, напомнил, что в США и России по-разному трактуют смысл и общий характер преамбулы документа.

В преамбуле говорится о взаимодействии между стратегическими и оборонительными системами. Пока баланс существует, гонка вооружений исключена. Но если он будет нарушен, холодная война будет несравнима с той, что была, передают "Вести".

"На сегодня этот баланс зиждется на равенстве возможностей по нанесению друг другу неприемлемого ущерба. Американцы, развертывая стратегическую противоракетную оборону, хотят они этого или нет, объективно нарушают этот баланс. Мы идем другим путем - мы совершенствуем свое наступательное вооружение, прежде всего межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках. Тем самым уравнение стратегического баланса будет поддерживаться", - рассказал телеканалу ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Виктор Есин.

Риск и выгода России от войны с участием Ирана

"Угрозы сегодняшнего дня обозначены довольно точно", - прокомментировал РБК daily служивший в Генштабе РФ полковник запаса Анатолий Дергилев. По его мнению, ожидаемая война с Ираном напрямую Россию не затронет, но ввиду территориальной близости есть риск неконтролируемой миграции беженцев. "К примеру, сейчас сирийцы массово переселяются в нашу Кабардино-Балкарию", - сказал он.

А руководитель Института Ближнего Востока Евгений Сатановский пока спокоен насчет притока беженцев: "Мероприятия для фильтрации беженцев в таких случаях стандартны, и на них есть и кадры, и бюджет", - пояснил он. Эксперта больше беспокоят сроки возможного начала новой ближневосточной войны. "Максимальная вероятность обострения ситуации в Иране между январем и июлем, но это не значит, что этого не произойдет раньше", - рассуждает он.

Между тем издание отмечает, что война с Ираном может обернуться большой выгодой для России. Одно из возможных последствий конфликта - проблема на нефтяных и газовых рынках - станет настоящим подарком для российского бизнеса. К тому же эскалация в регионе будет означать, что попытки Ирана исключить Россию из поставок центральноазиатского и кавказского газа на центральноевропейские и азиатские рынки в очередной раз провалились, а претензии Ирана на 20% Каспия рассасываются в воздухе.