Продолжение Ираном ядерных разработок вопреки требованию мирового сообщества прояснить их конечную цель не останется без последствий. С таким предупреждением выступили в четверг на совместной пресс-конференции по завершении состоявшихся в Вашингтоне переговоров госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел Канады Питер Маккей. Госсекретарь США заявила, что ООН должна принять решительные меры против Ирана. Она призвала Совет Безопасности принять резолюцию, предусматривающую введение санкций и начало военной операции в отношении этой страны, сообщает Reuters.
"Должны быть определенные последствия в свете их (иранцев) действий и их вызова. Мы изучим весь спектр возможностей, которыми располагает Совет Безопасности ООН", - заявила госсекретарь США после встречи с канадским коллегой, передает ИТАР-ТАСС.
Охарактеризовав нынешний курс Тегерана как бросающий вызов международному сообществу, она напомнила, что "Совбез располагает одним инструментом, которого нет у МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии)". "Это возможность заставить страны-участницы ООН подчиниться воле международного сообщества при помощи резолюции на основании статьи седьмой Устава ООН ", - сказала Райс.
Это положение предусматривает возможность введения санкций, и даже использование силы, если речь идет об угрозе для мира и безопасности. На основе седьмой главы Устава ООН был принят ряд резолюций против Ирака перед началом военной операции в 2003 году. "Мы будем добиваться принятия таких мер, которые убедят Иран в том, что у него нет другого выхода, кроме как пойти на уступки", - заявила Райс.
- Россия может уладить конфликт с Ираном, но не хочет
Как напомнила Райс, СБ ООН в принятом в конце марта от имени страны-председателя заявлении "по существу дал Ирану время до конца текущего месяца", чтобы ответить на вопросы МАГАТЭ, касающиеся ядерной программы Исламской Республики.
"На данном этапе Совет Безопасности должен будет вернуться к рассмотрению этой проблемы. Иранцы же не предприняли никаких шагов, демонстрирующих готовность придерживаться международных директив, которые были для них установлены, - заявила руководитель внешнеполитического ведомства США. - Следовательно, мы должны будем отреагировать на это, и теперь уже не в форме еще одного заявления председателя (СБ)".
Напомним, после трехнедельных непростых консультаций и согласований Совет Безопасности ООН принял 30 марта заявление председателя СБ по иранской ядерной проблеме. Оно отражает мнение всех 15 членов СБ и является его реакцией на представленный в Совбез в начале марта доклад Совета управляющих МАГАТЭ относительно ядерной программы Ирана.
В свою очередь, министр иностранных дел Канады Питер Маккей подтвердил, что Оттава поддерживает идею введения против Ирана санкций в случае игнорирования им требований международного сообщества.
"Необходимо совершенно ясно продемонстрировать Ирану, что мы ждем от него выполнения (требований СБ ООН) под угрозой применения санкций", - сказал Маккей. "Мы не желаем делать какие-либо резкие шаги, которые могут дестабилизировать чрезвычайно неустойчивую ситуацию в регионе", - заверил глава МИД Канады. Вместе с тем, по его мнению, "следует начать рассматривать все доступные варианты действий".
Напомним, накануне постпред США при ООН Джон Болтон заявил, что намерен внести на рассмотрение Совета Безопасности проект резолюции, предусматривающей применение в отношении Ирана санкций на основании главы VII Устава ООН. Болтон подчеркнул, что главе МАГАТЭ Мухаммеду аль-Барадеи не обязательно дожидаться 28 апреля, когда он должен будет предоставить доклад о выполнении Ираном требований Агентства. Он, по мнению Болтона, может направить этот документ в Совет немедленно по возвращении из Тегерана.
Европейские союзники США высказались в таком же ключе, но им противостоят Москва и Пекин. Китай самым критичным образом прокомментировал провальный визит в Иран аль-Барадеи и выразил "беспокойство" в связи с чрезмерной критикой Тегерана. Эмиссар Пекина намеревается совершить визит в Иран (и в Москву), и результаты этой поездки будут обсуждаться в Белом доме, где 20 апреля состоится встреча президента Буша со своим китайским коллегой.
В самом Вашингтоне сталкиваются противоположные подходы к иранскому кризису. Помощник госсекретаря Стивен Рэйдмейкер предупреждает об опасности того, что "Иран может получить бомбу через 16 дней после того, как будут задействованы 54 тысячи центрифуг". С другой стороны, бывший заместитель госсекретаря Ричард Армитидж призывает Буша не мешкать и вступить в прямой диалог с Тегераном.
Однако президент США Джордж Буш "скептически оценивает" возможности мирного урегулирования конфликта с Тегераном из-за иранской атомной программы, заявил в Вашингтоне пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан.
Отвечая на вопрос журналистов, есть ли у Буша надежда на "мирное решение этой проблемы", Макклеллан сказал: "Вы можете понять, почему мы настроены скептически, учитывая историю иранского режима. У этого режима - история сокрытия его деятельности в ядерной сфере от международного сообщества и невыполнения своих международных обязательств", передает "Интерфакс".
Он добавил, что "лично президент Джордж Буш настроен скептически" в отношении возможности "сотрудничества и переговоров" с Ираном.
Главе МАГАТЭ вряд ли удастся погасить пожар, разгоревшийся в связи с иранскими ядерными программами
Генсек ООН Кофи Аннан призвал всех участников дискуссии вокруг иранской ядерной программы заняться поиском дипломатического решения. Генсек ООН выразил надежду, что Тегеран сможет вернуться за стол переговоров и работать с международным сообществом с тем, чтобы найти решение проблемы. Аннан напомнил, что Иран все время заявлял о намерении использовать ядерную энергию в мирных целях. В связи с этим генсек ООН подчеркнул, что если это действительно так, то Иран должен убедить все международное сообщество в том, что его ядерная программа носит мирный характер, передает служба новостей ООН, пишет La Stampa.
Мохаммед аль-Барадеи прибыл в Тегеран, чтобы попытаться погасить пожар, разгоревшийся в связи с иранскими ядерными программами, но складывается впечатление, что это очень трудная задача: Иран отклонил все его предложения, подтвердив намерение продолжить ядерную гонку.
Прибытие в Тегеран директора Агентства по ядерной энергии ООН сопровождалось многочисленными миротворческими сигналами. За несколько часов до прилета аль-Барадеи поспешил заявить, что "не может подтвердить, что Иран обогатил уран до уровня свыше 3,5%, который может использоваться в военных целях", потом он подчеркнул, что "еще многое предстоит прояснить по иранской ядерной программе", и, наконец, сказал, что "надеется на достижение компромисса".
В ходе встречи с Али Лариджани, главой иранской делегации на переговорах по ядерной программе, египтянин аль-Барадеи выдвинул предложение, поддержанное генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. "Прекратите обогащение урана, – предложил аль-Барадеи иранцам, – до момента, пока не будет урегулирован международный кризис, связанный с вашей ядерной программой".
Прибыв в Тегеран на следующий день после заявления президента Ирана Махмуда Ахмади Нежада о вступлении Ирана в ядерный клуб и о желании обогащать уран в промышленных масштабах с использованием 54 тысяч центрифуг вместо 164 заявленных ранее, аль-Барадеи принял отказ и сделал некоторые заметки, поскольку в конце месяца ему предстоит выступить с докладом в СБ ООН. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)