Высший законодательный орган Китая принял "Закон о предотвращении раскола страны". В документе впервые юридически закреплена возможность применения военной силы в отношении Тайваня, если все мирные возможности для воссоединения материка с островом будут исчерпаны. Депутаты Всекитайского собрания народных представителей единогласно проголосовали за этот документ.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, закон не исключает использования "немирных способов и иных необходимых мер для защиты суверенитета и территориальной целостности страны" в ряде случаев. В частности, "если сепаратистские силы на острове под любым предлогом или в любой форме сделают реальным факт отделения Тайваня от Китая; если произойдут какие-либо крупные инциденты, которые приведут к отделению Тайваня". А также, если, по мнению китайской стороны, "все возможности для мирного объединения будут исчерпаны".
Кроме того, в документе прописано, что Пекин исключает какое-либо участие "внешних сил" в урегулировании тайванского вопроса. "Решение этого вопроса и объединение родины является внутренним делом Китая, не допускается вмешательство каких-либо сил извне".
Согласно принятому закону, решение об использовании военной силы в отношении Тайваня уполномочены принимать Госсовет и Центральный военный совет КНР.
- Применение силы против Тайваня вполне реально
- Далай-лама больше не хочет бороться за независимость Тибета от Китая
- Тайвань осудил новый китайский закон
- Япония выражает озабоченность
- Белый дом сожалеет
- Россия одобрила планы Китая
- Тайвань и "тайваньский вопрос"
- Наше страноведение. За Великой Стеной
Администрация острова де-факто осуществляет независимую от материкового Китая внутреннюю и внешнюю политику с 1949 года, когда туда после поражения в войне с коммунистами с материка бежало правительство националистической партии Гоминьдан. Однако КНР с самого начала считала Тайвань своей неотъемлемой частью.
Тайвань осудил новый китайский закон
Правящая Демократическая и прогрессивная партия Тайваня (ДПП) резко осудила принятие Китаем закона о противодействии расколу страны. В специальном заявлении говорится, что этот закон нарушает свободы, достоинство и безопасность тайваньцев.
"Китайская республика на Тайване является независимым государством, и любое изменение этого статус-кво, предпринятое без согласие народа Тайваня, недопустимо", - подчеркивается в официальном заявлении ДПП, передает РИА "Новости".
Члены Союза солидарности Тайваня, выступающего за скорейшее провозглашение независимости острова, объявили о начале 24-часовой голодовки протеста.
Сегодня вечером в Тайбэе ожидают официального заявления премьер-министра Тайваня Фрэнка Се. По данным Центрального агенства новостей Тайваня, премьер выступит с осуждением "закона о противодействии расколу государства" и объявит о ряде конкретных мер. По утверждению агентства, речь идет, прежде всего, о сокращении экономических контактов между Пекином и Тайбэем.
Но если Китай все же решится на силовую операцию, то большинство жителей острова подчинятся, считает известная тайваньская писательница и общественный деятель Лун Иньтай.
В интервью РИА "Новости" она заявила, что "многие тайваньцы, безусловно, покинут остров, но те, кто останутся, вряд ли будут долго сопротивляться новым порядкам". Писательница напоминает: "Когда японцы захватили Тайвань в конце XIX века, его столица Тайбэй осталась почти нетронутой, потому что один из ее жителей впустил захватчиков, чтобы избежать разрушения города".
"Восстания против японских властей продолжались в течение пяти лет, а потом постепенно сошли на нет. Мне кажется, что к китайским властям будет такое же отношение", - подчеркнула она. "Мне кажется невероятным, чтобы на Тайване Китай встретил что-то подобное тому, с чем американцы сталкиваются сегодня в Ираке", - сказала Лун Иньтай.
В то же время Лун Иньтай призвала не преувеличивать значение закона о противодействии расколу страны. "Этот закон нужно поставить в контекст общей тенденции, ведь с 1980 года Китай принял более 4 тысяч различных законодательных актов", - отметила она.
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми призвал в понедельник материковый Китай не применять вооруженную силу в отношении Тайваня. Комментируя принятый в Пекине закон, который допускает такую возможность, глава японского правительства выразил "намерение и впредь способствовать мирному урегулированию" проблемы.
В то же время премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил сегодня, что принятый закон "не является законом о войне", а, наоборот, "нацелен на мирное воссоединение материка и острова".
Применение силы против Тайваня вполне реально
Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин считает вполне реальным применение Китаем военной силы в отношении Тайваня.
Как заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы", "можно предполагать, что за агрессивными заявлениями китайского руководства могут последовать и вполне реальные действия". "Нельзя сказать, что Китай не применит силу, поскольку сегодня это самая крупная в мире тирания, коммунистический режим, от которого можно ожидать чего угодно", - добавил политолог.
Между тем, полагает Шаравин, вряд ли Китай предпримет "реальные шаги, пока есть гарантии со стороны США по безопасности Тайваня". Вместе с тем мировые лидеры и ООН должны дать "адекватную оценку милитаристским заявлениям нынешних руководителей Китая", считает политолог.
К Тайваню неприменимо "в полном смысле понятие сепаратизма", заметил Шаравин. "По сути на Тайване находится законное правительство в изгнании, - пояснил он. - В 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика, но этому предшествовал захват власти коммунистами. Подразумевалось, что правительство на Тайване и есть легитимное правительство большого Китая". "Последнее время руководство Тайваня от этого стало отходить, но, несмотря на это, нельзя сказать, что Тайвань отсоединился от Китая или пытается предпринять сепаратистские действия, чтобы стать отдельным регионом".
Россия одобрила новый закон, отметив, что есть лишь один Китай и нет независимого Тайваня
"Российская сторона рассматривает "тайваньский вопрос" как внутреннее дело Китая. С пониманием относимся к мотивам, побудившим Всекитайское собрание народных представителей принять данный закон", - говорится в заявлении официального представителя МИД России Александра Яковенко.
"Очень важно, что в нем закреплена главная установка правительства КНР - безусловный приоритет мирных методов объединения родины в рамках политики "одно государство - две системы" - и заявлено о готовности проявить во имя этого максимум доброй воли", - считают в МИД РФ.
В Москве отмечают, что "скорейший выход сторон на взаимоприемлемое решение "тайваньской проблемы" отвечал бы как коренным интересам китайцев, проживающих по обе стороны тайваньского пролива, так и целям упрочения мира и стабильности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе".
"Россия неизменно придерживается в этом вопросе принципиальной позиции. Мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций "двух Китаев" или "одного Китая и одного Тайваня", - подчеркнули в МИД РФ.
Далай-лама больше не хочет бороться за независимость Тибета от Китая
Далай-лама готов прекратить борьбу за независимость Тибета, чтобы позволить тибетцам извлечь выгоду из стремительного экономического роста Китая.
"Это послание, которое я хотел бы передать Китаю. Я не сторонник сепаратизма. Тибет - это часть КНР. Это автономный район КНР", - заявил тибетский лидер в изгнании в интервью, опубликованном в понедельник в гонконгской газете South China Morning Post. По мнению Далай-ламы, тибетцам необходимо жить в мире с китайцами.
"Тибетская культура и буддизм - часть китайской культуры. Тибетцы жаждут модернизации, и это в их интересах быть частью КНР и под управлением правительства КНР, что гарантировало бы сохранение тибетской культуры, духовности и природной среды", - подчеркнул он.
Новое заявление Далай-ламы отличается от его предыдущих выступлений, в которых он требовал для Тибета самоуправления и политической независимости в рамках китайской политической концепции "Одна страна - две системы".
В нынешнем заявлении 69-летний духовный лидер тибетцев признает, что ищет только религиозной и культурной автономии для Тибета, отказываясь от самостоятельности в политической, экономической и дипломатической сферах.
Далай-лама также выразил надежду, что Тибет поможет Китаю развивать "внутренние ценности", в то время как Китай окажет влияние на развитие экономики Тибета. Заявление Далай-ламы уже вызвало неоднозначную реакцию в правительстве Тибета в изгнании.