Европейский суд по правам человека вынес положительное решение по жалобе мужчины, осужденного во Франции за оскорбление президента. Несколько лет назад Эвре Эон встретил Николя Саркози с плакатом, на котором красовалось довольно обидное изречение. Но это не преступление, настаивал француз: он лишь процитировал самого главу республики.
В четверг ЕСПЧ принял решение удовлетворить жалобу Эона на решение французского суда, сочтя действия местных властей неадекватной реакцией на поступок гражданина и прецедентом, потенциально угрожающим основным свободам человека, сообщает le Parisien.
В 2008 году в ходе визита президента в Лаваль Эон встречал Саркози с плакатом, на котором было начертано: "Casse-toi pauvre con! (Отвали, жалкий придурок!)". Надпись была прямой отсылкой к знаменитому высказыванию самого президента, который незадолго до этих событий сам таким же образом отвадил недоброжелателя.
Дело было во время посещения президентом сельскохозяйственного салона в Париже. С улыбкой пробираясь через толпу, приветствуя и благодаря собравшихся, Саркози был немало смущен, когда один из присутствующих отказался пожать его руку. "Отвали, жалкий придурок!", - буркнул глава Франции и продолжил движение, попытавшись вернуть себе располагающее выражение лица. Но эпизод попал на видео, вызвал скандал и стал популярным мемом.
Так что Эон со своим плакатом, формально, не обзывал президента, а лишь процитировал его. Но суд не внял: на родине мужчину признали виновным в оскорблении главы государства и приговорили к символическому штрафу в 30 евро. Апелляцию Эон проиграл, и тогда из принципа решил добиваться правды в ЕСПЧ.
"Уголовное наказание деяний, подобны совершенному Эоном, способно негативно повлиять на ситуацию с обсуждением общественно значимых тем", - говорится в заключении ЕСПЧ. Иными словами, судьи беспокоятся, что может быть создан прецедент для введения запрета на высказывание собственного мнения в сатирической манере.
ЕСПЧ не стал включать в вердикт требование возвратить французу его штрафные 30 евро, сочтя, что нынешний вердикт для него уже победа. Тот, впрочем, согласился: доля него это было делом принципа.