Во вторник вечером американский телеканал ABC обнародовал долгожданную аудиозапись воспоминаний Жаклин Кеннеди - многочасовую беседу с историком и советником ее покойного супруга Артуром Шлезингером, которая состоялась спустя четыре месяца после убийства президента США Джона Фитцджеральда Кеннеди. В среду расшифровки этой аудиозаписи также вышли в виде книги под названием Jacqueline Kennedy: Historic Conversations on Life With John F. Kennedy, передает BBC.
Освещая раскрытую для общественности беседу, СМИ ничего не говорят о том, что вдова президента указывала на убийц своего мужа, хотя некоторые источники ожидали от нее таких признаний.
Обнародование "кассет Кеннеди" анонсировали в минувшем августе. Тогда некоторые журналисты, предвосхищая публикацию, сообщили, будто, по словам Жаклин Кеннеди, убийство ее супруга организовал вице-президент Линдон Джонсон, который вошел в сговор с техасскими нефтяными магнатами, и будто муж изменял ей с 19-летней практиканткой Белого дома, а сама она находилась в связи с кинозвездой Уильямом Холденом.
Заметка, претендующая на раскрытие содержания видеозаписей, была опубликована, в частности, британской газетой The Daily Mail. Но телеканал ABC тогда опроверг эти утверждения, заверяя, что они не соответствуют действительности, и призвал подождать до середины сентября, когда станет ясно, насколько высказанные о "кассетах Кеннеди" домыслы не соответствуют действительности.
Теперь выяснилось, что об убийстве Кеннеди говорил сам Кеннеди. Оказывается, он обсуждал судьбу одного из своих предшественников, Авраама Линкольна, с историком Принстонского университета Дэвидом Дональдом, спросив его, остался бы Линкольн в истории таким великим президентом, каким его знают сейчас, если бы не был убит вскоре после победы в Гражданской войне. Историк ответил, что это было маловероятно: Линкольну предстояло восстанавливать разрушенный военными действиями Юг, а реконструкция страны была весьма тяжкой задачей и потому неизбежно повредила бы репутации президента.
Тогда Кеннеди пришел к выводу, что Линкольн был убит вовремя, на пике своей славы. И, вспоминает Жаклин, после Карибского кризиса, который благополучно разрешился, он произнес: "Что ж, если меня когда-нибудь застрелят, то лучше бы именно сегодня".
Жаклин Кеннеди не обвинила вице-президента Линдона Джонсона в организации убийства главы государства. Оказалось, однако, что президент действительно не очень доверял своему заместителю и не планировал делать Линдона Джонсона своим преемником. Кеннеди взял его вице-президентом лишь потому, что Джонсон был южанин, наличие которого было политически целесообразно рядом с президентом-северянином. Но это совсем не означало, будто Кеннеди прочил Джонсону продолжение карьеры. "О господи, ты вообще можешь вообразить, что случилось бы со страной, если бы Линдон был президентом?" - так, по словам Жаклин, время от времени говорил ей муж.
Джон Кеннеди обсуждал кандидатуру своего преемника с братом Робертом. Но Жаклин запамятовала, кого супруг намечал себе в преемники. Она помнит, однако, что это не был сам Роберт, хотя после гибели Джона он всерьез задумался о президентстве, пока сам не был убит в 1968 году.
Вдова президента опорочила Мартина Лютера Кинга - пришел на похороны Кеннеди пьяным
Супругам Кеннеди также не нравился правозащитник Мартин Лютер Кинг. Джон Кеннеди пересказывал супруге результаты наблюдений, которые вело за ним ФБР: оказывается, остановившись однажды в отеле, команда Лютера Кинга устроила там целую оргию, приглашая туда как женщин, так и мужчин.
А на похоронах убитого президента, утверждает Жаклин Кеннеди со ссылкой на Роберта Кеннеди, Лютер Кинг был пьян и передразнивал проводившего заупокойную службу кардинала Ричарда Кашинга. "Я не могу представить себе Мартина Лютера Кинга, не думая о том, что этот человек ужасен", - сказала Жаклин Кеннеди.
Досталось от Жаклин и мировым лидерам того времени. Оказывается, президент Франции Шарль де Голль был, по ее мнению, "эгоистом" и "злобным человеком", а Индира Ганди, которой предстояло возглавить правительство Индии, была "неприятной, бесцеремонной, отвратительной женщиной".
Значительную часть беседы вдова посвятила воспоминаниям о семейной жизни. По ее словам, президент очень любил детей. Став президентом, Кеннеди не мог дождаться завершения ремонта помещений Белого дома, куда ему предстояло поселить семью. Он с удовольствием проводил время с детьми, причем не только с собственными. Глава государства позволял себе прерывать занятия в школе для сотрудников Белого дома: когда он входил в школу и хлопал в ладоши, все ученики неслись к нему играть.
Семья, по словам вдовы, отвечала ему такой же преданностью. В разгар Карибского кризиса, когда американцы всерьез опасались советского ядерного удара, некоторые должностные лица отослали свои семьи подальше от Вашингтона. Но первая леди уезжать отказалась. "Если что-то случится, мы все останемся здесь, с тобой. Даже если в бомбоубежище Белого дома не найдется места для нас, я останусь на лужайке. Я просто хочу быть с тобой, и я хочу умереть с тобой, и дети тоже - чем жить без тебя", - сказала Жаклин своему мужу.
Шлезингер не спрашивал Жаклин Кеннеди ни о болезни Аддисона (заболевание коры надпочечников), которой страдал ее супруг, ни о его изменах.
Записи беседы со вдовой президента на протяжении десятилетий хранились в сейфе Президентской библиотеки Джона Кеннеди в Бостоне. Жаклин Кеннеди, которая умерла в 1994 году, оставила завещание, в котором распорядилась выждать 50 лет после ее смерти, чтобы обнародовать пленки. Она просила Шлезингера не публиковать записи, поскольку боялась мести ее семье.
Но дочь Кэролайн нарушила предсмертную волю матери. "Большая честь увидеть эту коллекцию вместе с миллионами людей, которые восхищаются моими родителями", - заявила Кэролайн в апреле 2011 года.