В течение последних пяти лет Иран и Соединенные Штаты ведут "по неформальному каналу" тайные переговоры, посвященные иранской ядерной программе. Хотя страны слывут заклятыми врагами, это не мешает бывшим американским дипломатам предоставить Тегерану шанс доказать, что его ядерная программа направлена на мирные цели, пишет The Independent (полный текст на сайте InoPressа.ru).
Один из участников переговоров Томас Пикеринг, в прошлом младший госсекретарь США, пояснил, что группа отставных американских дипломатов и экспертов проводила встречи с иранскими учеными и советниками "в самых разных местах, но исключительно за пределами США и Ирана".
Группу создала Американская ассоциация ООН. "Некоторые из этих иранцев были связаны с официальными институтами Ирана", - заметил Пикеринг в телефонном интервью из Вашингтона. И хотя ни один из представителей этого сообщества не занимал постов в органах исполнительной власти США или Ирана, отметил Пикеринг, "обе стороны держали своих официальных лиц в курсе дела". Администрация Буша "не отговаривала нас от этого сотрудничества", добавил он.
Публичное заявление о существовании "неформального канала" общения между Ираном и США совпало с недавней публикацией тремя из американских участников, в том числе Пикерингом, пакета предложений, призванных разрешить тупиковую ситуацию в отношениях Ирана с Западом, которая вызвана ядерными амбициями Тегерана.
По словам Пикеринга, реакция на план была "довольно позитивной": инициатива предполагает создание международного консорциума, который будет совместно руководить работами по обогащению урана на иранской территории.
А вот администрация Буша на план никак не отреагировала. Она продолжает проводить свой нынешний курс санкций, направленных на то, чтобы вынудить Иран приостановить обогащение урана, в соответствии с требованиями ООН. Пикеринг и его коллеги решили действовать сегодня, так как курс США оказался "тупиковым": Иран продолжает установку центрифуг на своем основном комбинате по обогащению урана в Натанзе.
Однако некоторые эксперты указывают, что, ввиду технических сложностей, 3 тысячи центрифуг в Натанзе работают лишь на 20% своих мощностей, а значит, у Запада есть время, чтобы "поиграть с Ираном в гляделки". Тем более, что пока в Белом доме остается Джордж Буш, а президентом Ирана является Махмуд Ахмади Нежад, прорыв в этой области маловероятен. "Зачем Ирану сейчас соглашаться на этот план? Они (иранцы) чувствуют себя победителями: санкции недостаточно жестки, а угрозы войны не существует", – считает Джордж Перкович из центра Carnegie Endowment for International Peace.