Возможные будущие соперники "бессменного" президента Белоруссии Александра Лукашенко уже готовятся к предстоящим в 2011 году выборам главы государства и ищут поддержки в Москве, обещая в случае прихода к власти сделать то, чего Россия никак не может добиться от нынешнего руководителя республики - признать Абхазию и Южную Осетию и перейти на единую с РФ валюту, пишет сайт "Белорусский партизан".
Так, либерально-демократическая партия (ЛДП) Белоруссии утвердила программу своего кандидата в президенты Сергея Гайдукевича. В нее среди прочего включены вопросы признания Белоруссией двух бывших грузинских республик и перехода страны на российский рубль. Это решение было принято после июньского визита Гайдукевича в Москву для встреч на высоком, по его словам, уровне, отмечает издание.
В прежние избирательные кампании лидера ЛДП считали спарринг-партнером Лукашенко, однако сейчас Гайдукевич особенно подчеркивает, что он самодостаточный политик. Еще в начале года в интервью белорусскому изданию "Мы" он говорил, что подготовка к следующим выборам президента будет вестись партией очень серьезно: "Я же даже в депутаты не баллотировался". Это будет уже третья президентская избирательная кампания Гайдукевича, который уверен, что она станет самой удачной для него.
По мнению Гайдукевич, "уже сейчас понятно, что следующие президентские выборы будут очень сложными - не такими, как предыдущие". На выборах-2001 Гайдукевич, по данным местного Центризбиркома, набрал 2,5% голосов и занял третье, последнее, место. На выборах-2006 его официальный результат - 3,5% голосов и тоже третье, но уже предпоследнее место. Гайдукевич тогда заявил, что его предвыборная программа многих удивит - в частности, в тех местах, которые касаются взаимоотношений нашей страны с Европой и Россией.
Коммунисты тоже обещают признать Абхазию и ЮО
Промосковской позицией выделяется и лидер Партии коммунистов Белоруссии Сергей Калякин, продолжает издание. "Мы договорились с руководством "Справедливой России" о совместных действиях по предотвращению дальнейшего охлаждения белорусско-российских отношений. Чтобы ситуация не шла по пути свертывания интеграционных процессов, экономических и политических процессов", - заявил Калякин по итогам съезда этой партии в июне.
"Белорусский партизан" отмечает, что в последнее время касательно проблемных вопросов в белорусско-российских отношениях лидер ПКБ неизменно выступает с позиций Москвы. "Белорусская сторона допустила очередную глупость и головотяпство. Хотя здесь и присутствует политический аспект, но надо ведь выполнять формальные правила, существующие на российском рынке", - заявил, например, Калякин насчет "молочной войны" с Россией.
Политик выразил мнение, что "этот мелкий шантаж, которым занялась белорусская сторона, не принесет ни стране, ни белорусскому народу дивидендов, и не улучшит отношений с Россией". "Минск показал себя как не очень последовательный и как не очень надежный партнер, который самые серьезные вопросы (я имею в виду, в частности, отказ белорусского руководства от поездки на саммит ОДКБ) может принести в жертву сомнительным сиюминутным выгодам. Людям, которые стоят у руководства страной уже не один год, пора стать серьезными политиками", - указал главный белорусский коммунист.
Четкая позиция у ПКБ и по поводу признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Калякин не раз заявлял, что Белоруссии давно пора было это сделать: он не видит объективных причин откладывать принятие положительного решения по этому вопросу.
Оппозиционер Лебедько тоже побывал в Москве
Кроме того, недавно с двухдневным визитом в Москве побывали и лидер Объединенной Гражданской Партии Белоруссии Анатолий Лебедько со своим заместителем Ярославом Романчуком. Впрочем, из их уст заявлений, которые делаются лидерами ПКБ и ЛДП, не звучит, отмечает издание.
Лебедько пояснил причины этого визита руководства ОГП в Москву так: "Мы ставим задачу предложить перезагрузить российско-белорусские отношения. Это проще и легче делать во время кризиса - когда видно, сколько здесь пробуксовок. Когда все относительно хорошо - перезагрузиться крайне сложно. Но это - задача, которую мы ставим на повестку дня. И мне кажется, что здесь абсолютно реалистичным было бы подключить к обсуждению не только людей за шлагбаумом и охраной (я имею в виду людей из Кремля и Красного дома), а гражданское общество".