Китай, обвиняемый в колонизации Зимбабве и других стран Африки, дал понять, что не имеет отношения к военному "неперевороту" в стран
Global Look Press
Китай, обвиняемый в колонизации Зимбабве и других стран Африки, дал понять, что не имеет отношения к военному "неперевороту" в стран
 
 
 
Китай, обвиняемый в колонизации Зимбабве и других стран Африки, дал понять, что не имеет отношения к военному "неперевороту" в стран
Global Look Press

Командующий Вооруженными силами Зимбабве, которые в ночь на 15 ноября взяли власть в стране, утверждая, что это не военный переворот, не обсуждал с китайскими властями планы совершения каких-либо антиправительственных действий, будучи с визитом в КНР.

Главнокомандующий Константино Чивенга прибыл в Пекин в прошлую пятницу, 10 ноября, уже после того, как заявил на родине о готовности армии вмешаться в действия властей Зимбабве, отстранивших 6 ноября вице-президента Эммерсона Мнангагву. В МИД Китая, отвечая на вопрос журналистов о том, упоминал ли Чивенга на переговорах о своих планах "совершения мятежа", не стали ничего комментировать, отметив лишь, что "этот визит носил регулярный характер, оговоренный заранее, и был осуществлен в рамках двустороннего межармейского взаимодействия".

Подобное заявление китайского МИДа отнюдь не выглядит случайным на фоне продолжающейся не первый год экономической колонизации Китаем стран Африки и постоянных обвинений в адрес Пекина о порабощении экономик государств Черного континента. Зимбабве находится в сильной экономической зависимости от КНР и де-факто является его колонией. Китай предоставляет стране кредиты и продает товары широкого потребления, а взамен получает контракты на покупку и добычу местных полезных ископаемых, а также инфраструктурные проекты в Зимбабве. С 2015 года китайский юань является официальным платежным средством в стране.

- Китай успешно проводит экономическую колонизацию стран Африки
- Интересы КНР в Зимбабве - гостайна, но там Китай соперничает с интересами РФ
- РФ и Зимбабве, Путин и Мугабе - сходства и отличия в экономике, рейтингах и лидерах

Тесное сотрудничество между Китаем и Африканским континентом началось в далеком 1956 году. И в дальнейшем именно Пекин стоял за освободительными движениями в Зимбабве, ЮАР, Анголе, Мозамбике...

В начале 1990-х руководство КНР приняло стратегическое решение о масштабном проникновении в Африку, и ныне континент уже превратился в важную сырьевую базу для растущей экономики Китая, хотя там живет всего чуть более 1 млн китайцев.

Создание в 2002 году Африканского союза стало для Пекина "манной небесной". Почти во всех 55 странах, входящих в этот союз, китайцы начали строить дороги, больницы, стадионы, инвестировать в развитие новых технологий в сельском хозяйстве.

Взамен же они получили почти треть всей африканской нефти, южноафриканский уголь, железо из Габона, ценные породы дерева из Экваториальной Гвинеи, замбийскую медь, зимбабвийскую платину и т. д.

Все крупные контракты на разведку и добычу полезных ископаемых достаются китайским бизнесменам. Китай создает в Африке особые экономические зоны, куда переводятся китайские предприятия, где выпускаются ценные бумаги в юанях.

Можно с уверенностью говорить о том, что в Африке сейчас можно встретить только китайскую продукцию.

Китай успешно проводит экономическую колонизацию стран Африки

Пекин в течение последних 10 лет все время увеличивает миллиардные вливания в крупные инфраструктурные проекты африканских стран, которые предоставляют огромные инвестиционные возможности.

На конец 2005 года суммарный объем китайских инвестиций в Африку не превышал 6 млрд долларов. А уже в 2006 году он составлял 50 млрд долларов.

К 2009 году Китай сместил США с места лидера в торговом партнерстве со странами Африки, предложив им дешевые многомиллиардные кредиты и другую помощь в обмен на доступ к ресурсам - углеводородам, цветным и черным металлам, древесине и плодородной земле.

В 2011 году объем торговли между КНР и Африкой составил рекордные 166 млрд долларов, прямые инвестиции в 50 африканских стран составили 15 млрд долларов.

В 2013 году объем торговли между КНР и государствами этого континента превысил уже 210 млрд долларов, в том числе 25 миллиардов прямых инвестиций.

Кроме того КНР вкладывает в страны на Африки более половины средств, выделенных на зарубежные гуманитарные проекты, а это около 15 млрд долларов.

Китайские инвестиции, разумеется, подстегивают экономический рост и борьбу с бедностью в Африке, но Пекин ничего не делает бескорыстно - китайцев обвиняют в выкачивании природных ресурсов континента на выгодных для себя условиях.

В КНР не скрывают, что их привлекают в Африке обширные запасы сырья, включая нефть, руду, уголь.

На Африку приходится около 30% всего объема импорта нефти в Китай. А к 2045 году Пекин поставил задачу увеличить этот показатель до 45%.

Для того чтобы получить доступ к месторождениям, китайцы применяют весь арсенал экономических и политических инструментов: от финансирования социальных программ до поддержки диктаторов и поставки оружия.

В США, опасающихся потери влияния на континенте, часто указывают на растущую угрозу колонизации Африки Китаем, плохих условиях труда африканских рабочих на китайских предприятиях, в адрес Пекина звучат обвинения в поддержке диктаторских режимов.

В ответ в КНР заявляют, что Китай не намерен вмешиваться во внутренние дела африканских государств. Таким образом, Пекин закрывает глаза на вопросы демократии или прав человека в той же Зимбабве, облегчая себе экономическое сотрудничество с диктатором Зимбабве Робертом Мугабе, которому китайцы оказали значительную поддержку на последних выборах.

В 2012 году даже возник скандал между США и Китаем. Хиллари Клинтон, будучи американским госсекретарем, в ходе турне по Африке обрушилась с критикой на страны, которые "дают Африке деньги и не заботятся о том, что эти средства попадают в руки авторитарных правителей". Хотя глава американской дипломатии не назвала никого конкретно, в Пекине приняли ее слова на свой счет. Китайские власти, комментируя эти нападки, в свою очередь обвинили Вашингтон в попытке "вбить клин между Китаем и Африкой".

Интересы Китая в Зимбабве - гостайна, но там КНР соперничает с интересами России

Известно, что в Зимбабве китайцы покупают платину, в обмен на это строят дороги, здания, спонсируют табачные фермы... Однако не стоит пытаться найти в открытых источниках всеобъемлющие данные об этих проектах.

Китай относится к помощи африканским государствам как к государственной тайне, отказываясь сотрудничать с международными организациями, которые пытаются координировать и вести учет иностранных фондов развития, пишет The Washington Post.

Отчасти в связи с этой нехваткой информации Китай приобрел на международной арене репутацию спонсора, осыпающего деньгами диктаторские режимы ради выкачивания сырья из их стран в целях собственной выгоды.

Один из последних массивов информации на тему "спонсорства" Китая в Африке был опубликован в октябре 2017 года Университетом Вильгельма и Марии (США). Он посвящен расходам Китая на развитие зарубежных стран в 2000 - 2014 годах.

Исследование показало, что за этот период Китай выделил иностранным государствам финансовую помощь в размере 354,4 млрд долларов, что не сильно уступает 394,6 млрд, выделенным США. Однако около 86% из китайской помощи получают африканские страны, голосующие вместе с Китаем в ООН, цитирует американскую газету издание InoPressa.

Финансирование африканских стран в основном мотивируется двумя интересами: уровнем потребности в нем принимающего государства и внешнеполитическими целями Китая. Интересы КНР при этом могут иметь "политический, коммерческий или даже репутационный характер".

Что касается интересов Китая в Зимбабве, то тут они пересекаются с интересами России.

Осенью 2014 года в Зимбабве побывала российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и министром промышленности Денисом Мантуровым. Российские чиновники встречались с президентом африканской республики Робертом Мугабе. Речь на переговорах шла об упрочении экономических связей и сотрудничестве в добывающей сфере.

В Зимбабве Россия открыла самую крупную в этой африканской стране платиновую шахту. Было достигнуто соглашение об использовании месторождения металлов платиновой группы Darwendale совместно с российскими и зимбабвийскими предпринимателями. Это месторождение - второе в мире по величине: доказанные запасы платины - 19 тонн, ресурсы - 755 тонн с учетом других металлов (палладий, родий, золото, никель и медь) в пересчете на условную платину.

Платиновая шахта в Зимбабве была открыта совместно с госкорпорацией "Ростехнологии", "Внешэкономбанком", инвестиционно-промышленной группой "Ви Холдинг".

В Зимбабве российские компании уже добывают золото и алмазы. Специализирующаяся на добыче золота и алмазов российско-зимбабвийская компания ДТЗ-ОЗГЕО была основана еще в 1994 году, через 13 лет после установления дипломатических отношений между СССР и Зимбабве.

В августе 2014 года стало известно, что совместное предприятие России и Зимбабве по добыче полезных ископаемых Ruschrome Mining Ltd инвестирует 1,6 млрд долларов в разработку платинового рудника и строительство плавильного завода.

Но внешнеторговый оборот России с Зимбабве сильно колеблется год от года.

В 2015 году оборот торговли между Россией и Зимбабве увеличился на 7,5%, составив в общей сложности $45,4 млн. Прирост был достигнут главным образом за счет роста импорта из Зимбабве сельхозпродукции.

В 2013 году, по данным российской таможенной статистики, оборот составлял 24,5 млн долларов. В 2012 году объем российско-зимбабвийского товарооборота вырос до 38,3 млн долларов, в 2011 году составил 31,1 млн долларов, а в 2010 году упал до 11,8 млн долларов. В 2009 году - 23 млн долларов. В 2008 году - опять 31 млн долларов. В 2007 году - вновь 38 млн долларов.

Главные статьи российского импорта из Зимбабве - табак (98%), пищевые продукты, цитрусовые, срезанные цветы и бутоны, а также сувенирная продукция.

В основе российского экспорта - удобрения (85%), различные расходные материалы, запчасти и оборудование.

Среди перспективных направлений сотрудничества - добыча золота, алмазного и платинового сырья, энергетическая сфера, а также налаживание поставок в Зимбабве российской сельхозпродукции.