Вдова бывшего командующего ВВС Польши генерала Анджея Бласика требует, чтобы Межгосударственный авиационный комитет, базирующийся в Москве, снял со своего сайта "чувствительные" подробности о ее супруге, погибшем в авиакатастрофе под Смоленском. Адвокат Евы Бласик Бартош Ковнацки заявил, что, обнародовав такие данные, МАК нарушил Чикагскую конвенцию о гражданской авиации.
Как сообщило в среду польское радио, на которое ссылается "Интерфакс", речь идет прежде всего о результатах аутопсии и состоянии останков генерала на месте крушения Ту-154. "Это лишь дает пищу польским и зарубежным СМИ и причиняют боль и страдания близким", - сказал Ковнацки. "Нет никаких фактологических или юридических оснований для раскрытия столь подробной информации, касающейся аутопсии", - подчеркнул адвокат.
- Польша пока не готова к переговорам с Россией по поводу катастрофы
- Польские прокуроры допросили российских диспетчеров
Он сообщил, что семья экс-командующего ВВС пыталась решить этот вопрос при содействии премьера Польши Дональда Туска, однако он, суда по всему, не предпринял никаких шагов. Поэтому родственники решили действовать через прессу, пояснил Ковнацки.
Отметим, в январе Ева Бласик заявила, что не верит, что ее супруг в момент катастрофы был пьян и оказывал давление на пилотов. "Мой муж был человеком чести, и сегодня кто-то пытается лишить его этой чести на глазах у всего мира, - подчеркнула она. - Доклад МАК - это позорная попытка очернить память моего мужа".
Вдова генерала также выразила недовольство пассивной позицией польских властей и призвала их защищать честь польских офицеров, в том числе ее мужа.
Напомним, согласно окончательному отчету МАК об обстоятельствах и причинах авиакатастрофы, экипаж польского Ту-154, на котором президент Лех Качиньский во главе представительной польской делегации летел на памятные мероприятия в Катынь, принял ошибочное решение о посадке при неблагоприятной погоде в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров.
Вывод об этом был сделан на основании анализа записи переговоров в кабине пилотов, где находился один из членов польской делегации, главком ВВС Анджей Бласик. Эксперты выяснили, что главком в момент катастрофы находился в состоянии алкогольного опьянения: в его организме был обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле. Это совсем небольшой уровень, во многих странах он допустим при управлении автомобилем.
Однако специалисты комитета заключили, что Бласик, имея всю информацию о крайне опасной ситуации, в которой совершалась посадка, проявил безучастие, вследствие чего командир экипажа продолжил осуществлять ошибочное решение.
В МАК также сочли, что экипаж Ту-154 боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром. Об этом свидетельствуют, в том числе, слова, которые произнес штурман незадолго до посадки: "Он взбесится!" В то же время в комитете признают, что никаких конкретных команд от президента Польши о посадке не поступало.
Польша пока не готова к переговорам с Россией по поводу катастрофы
В связи с отчетом МАК польское правительство пока не будет предпринимать никаких шагов для переговоров с россиянами, заявил в среду его пресс-секретарь Павел Грась. По его словам, сначала кабинет дождется отчета собственной комиссии под руководством министра внутренних дел Ежи Миллера, в котором будут содержаться замечания на тему формальных недостатков с российской стороны.
Ранее Грась заявил, что "согласно положениям Чикагской конвенции, сторонами в этом деле расследования причин трагедии являются государства, поэтому польское выступление будет официальным обращением в адрес России".
Отчет польской правительственной комиссии должен был быть готов в феврале. Однако, согласно последним заявлениям, завершение работы комиссии откладывается на шесть недель из-за неполадки во втором польском "Туполеве", который планируется использовать для эксперимента.
Польские прокуроры допросили российских диспетчеров
Между тем в среду диспетчеры смоленского аэропорта, где разбился самолет Качиньского, а также другие должностные лица, участвовавшие в организации и подготовке приема польских самолетов, ответили на вопросы польских прокуроров, передает РИА "Новости".
В ходе допросов были установлены "важные для определения истины по делу обстоятельства", сказал официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. По его словам, представленные польской стороной вопросы касались, прежде всего, квалификации диспетчеров, подготовки аэродрома и решений, принятых группой руководства полетами 10 апреля 2010 года.
Напомним, после публикации доклада МАК польское руководство возмутилось, что вину за крушение полностью возложили на польских пилотов и умолчали об ответственности российских диспетчеров. Варшава представила свою версию произошедшего, согласно которой "диспетчеры действовали под большим давлением и совершили много ошибок, не поддержав экипаж во время захода на посадку в трудных погодных условиях". При этом в отличие от политиков, польские авиационные эксперты с выводами МАК соглашаются.