Бывший президент Украины Леонид Кучма в интервью газете "Время новостей" раскрыл некоторые подробности его допроса в генпрокуратуре Украины по делу убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
По словам Кучмы, в прокуратуре он в очередной раз заявил, что "не считает правдивыми" магнитофонные записи разговоров в кабинете президента, которые якобы тайно делал его бывший охранник майор Мельниченко.
Говоря о расследовании "дела Гонгадзе", Кучма сказал следующее: "Если под "заказным раскрытием" иметь в виду то, что еще называют "политической волей", то трудно отделаться от впечатления, что элементы этого есть. Желание быстрее раскрыть это резонансное дело естественно. Жаль только, что как раз это желание, видимо, приводит к досадным недоразумениям и ошибкам. Со своей стороны я не раз говорил, что препятствий расследованию не чинил. Трудность раскрытия, возможно, связана с тем, что мы до сих пор не знаем, кто и для чего затеял всю операцию под названием "пленки Мельниченко".
При этом Кучма заявил, что "не сомневается в заказном характере всего этого, включая и сами записи". "Не один раз было доказано экспертизами, что это монтаж. Но кто-то требует хлеба и зрелищ", - полагает экс-президент.
"Я не могу поверить, что майор Мельниченко в такой истории был бы главным действующим лицом. Вспомните историю с радарными установками "Кольчуга", которые Украина якобы по моему личному указанию продала в Ирак. Тоже ведь и магнитофонные записи предъявляли, и каких-то свидетелей называли... Но все лопнуло", - заявил Кучма.
Он выступил против закрытия дела в отношении Мельниченко: "Если он действительно прослушивал мой кабинет, то это, как ни верти, незаконно. Вместе с тем я считаю, что ему надо обеспечить безопасность для дачи показаний".
По словам Кучмы, он не мог предположить, что бывший глава МВД Кравченко "решит расстаться с жизнью". "Вопросов очень много. Два выстрела... Пистолет в руке... Если следствие докажет, что это убийство, то я не сомневаюсь, что таким образом кто-то устранял неугодного свидетеля. Если это самоубийство, то он просто не выдержал травли подозрениями. Но я почти уверен, что в любом случае сам "кассетный скандал" - это четко спланированная акция, направленная против меня лично", - подчеркнул экс-президент Украины.
Кучма уточнил, что подписки о невыезде с него в генпрокуратуре не требовали, а следователь вел себя вполне корректно. "Я много раз говорил, что никакие гарантии мне не нужны. Я чувствую свою правоту. По-моему, я доказал это тем, что вернулся на Украину, как только узнал о гибели Кравченко. Некоторые меня не ждали", - отметил Кучма.
Глава СБУ не исключил, что Кучма может быть привлечен к уголовной ответственности
Глава Службы безопасности Украины (СБУ) Александр Турчинов не исключает возможности привлечения экс-президента Леонида Кучмы к уголовной ответственности. "Я не могу этого исключать", - сказал Турчинов в интервью газете "Украина молодая".
Глава СБУ также сообщил, что президент Украины Виктор Ющенко готов предоставить гарантии безопасности бывшему майору государственной охраны Николаю Мельниченко, который якобы записывал разговоры в кабинете Кучмы. По словам Турчинова, Мельниченко заявил о своей готовности дать показания по "делу Гонгадзе" и предоставить имеющиеся у него в наличии записи, сообщает РИА "Новости".
"На его носителях очень много информации, поэтому Мельниченко на сегодня является главным свидетелем в этом деле", - сказал Турчинов, рассказывая о ходе расследования дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
Глава СБУ сообщил, что предложил бывшему офицеру дать показания в США, однако тот настаивал на проведении допроса на Украине. "Для этого ему необходима от президента гарантия личной безопасности. Мы имели разговор с Виктором Андреевичем (Ющенко), он сказал, что заинтересован в раскрытии этого дела до конца и все необходимые гарантии Мельниченко готов предоставить", - сказал Турчинов.
Он добавил, что после этого разговора Генпрокуратура закрыла все уголовные дела против бывшего сотрудника госохраны. "Я надеюсь, что в ближайшее время он будет в Украине и даст все необходимые показания", - сказал Турчинов, отметив, что СБУ обеспечит защиту бывшего офицера.
Он также сообщил, что для использования в ходе расследования "дела Гонгадзе" записей Мельниченко необходимо их легализовать путем проведения экспертизы.