В четверг США объявят о том, что содействие демократии является основой их внешней политики, а также об ужесточении позиции в отношении России, Китая и Ирана
Архив NEWSru.com
В четверг США объявят о том, что содействие демократии является основой их внешней политики, а также об ужесточении позиции в отношении России, Китая и Ирана "Возможно, нам не грозит такой большой опасности ни от одной другой страны, как от Ирана,-предупреждают авторы документы, имея в виду ядерные амбиции Тегерана
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В четверг США объявят о том, что содействие демократии является основой их внешней политики, а также об ужесточении позиции в отношении России, Китая и Ирана
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Возможно, нам не грозит такой большой опасности ни от одной другой страны, как от Ирана,-предупреждают авторы документы, имея в виду ядерные амбиции Тегерана
Euronews
 
 
 
Миссией Америки по-прежнему является "прекращение тирании в нашем мире", однако "наша Стратегия национальной безопасности идеалистична в целях и реалистична в средствах", подчеркивается в документе
Euronews

В четверг Белый дом официально объявил о содействии демократии в мире, как основе его внешней политики, а также об ужесточении позиции в отношении России, Китая и Ирана.

Об этом говорится в новой "Стратегии США в области национальной безопасности", в которой впервые с начала вторжения в Ирак формально пересматривается концепция национальной безопасности страны, пишет газета Financial Times (текст на сайте Inopressa.ru).

Документ объемом 49 страниц будет зачитан советником президента США по национальной безопасности Стивеном Хэдли в Институте мира в Вашингтоне. Накануне его копии в качестве анонса были розданы четырем американским газетам.

Свое предисловие к тексту новой стратегии нацбезопасности президент США Джордж Буш открывает следующими словами: "Америка находится в состоянии войны. Это стратегия национальной безопасности военного времени, чего требует стоящий перед нами тяжелый вызов - рост терроризма, поддерживаемого агресивной идеологией ненависти и убийства".

Президент США отметил, что "продвижение свободы сделает Америку более защищенной". "Неразделимыми приоритетами" для США являются "победа в войне с террором и продвижение демократии в качестве альтернативы тирании и отчаянию", - говорится в предисловии, отмечает РИА "Новости".

"Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся - от угрозы пандемического заболевания до распространения оружия массового уничтожения, терроризма, торговли людьми и природных катастроф, - пересекают национальные границы. Для решения этих проблем важны эффективные многонациональные усилия, но история показала, что другие (страны) будут вносить свой вклад только, если мы вносим свой. Америка должна продолжать идти впереди", - подчеркнул Буш.

Излагая основные направления самой "Стратегии США в области национальной безопасности", газета The Washington Post сегодня пишет: "Эта стратегия расширяет первоначальные рамки безопасности, очерченные администрацией Буша в сентябре 2002 года, до вторжения в Ирак. Та стратегия сдвинула внешнюю политику США от десятилетий курса сдерживания в сторону более агрессивного подхода - нападению на врагов до того, как они атакуют США. Доктрина превентивности вызвала в то время ожесточенные дебаты, и многие критики полагают, что неудача с поисками ОМП в Ираке нанесла смертельный удар по главной предпосылке этой стратегии - о том, что данные разведки о возможностях противника и его намерениях могут быть достаточными для оправдания превентивной войны".

Хотя концепция упреждающих ударов теперь не столь приоритетна, США от нее не отказываются. В документе Америка подтверждает, что ее стратегия предусматривает нанесение превентивных ударов по странам, которые представляют для них угрозу. "В случае необходимости мы не исключаем применение силы до того, как будем атакованы, даже если имеются сомнения относительно даты и места атаки противника", - говорится в обнародованном Белым домом 49-страничном документе.

"Если необходимо, - цитирует газета документ, - в соответствии с давним принципам самообороны мы не станем исключать использование силы до того, как случилось нападение, даже при том, что есть неопределенность в сроке и месте атаки противника. В том случае, когда последствия нападения с применением ОМП потенциально столь опустошительны, мы не можем позволить себе спокойно наблюдать, как материализуется смертельная опасность", - говорится в пересмотренной стратегической доктрине администрации Джорджа Буша.

Washington Post по этому поводу замечает: "Подобные слова могут быть сочтены провокационными в то время, когда США и их европейские союзники перенесли дело Ирана в Совет Безопасности ООН, чтобы эта страна ответила на обвинения в том, что она секретно разрабатывает ядерное оружие". Газета далее сообщает: "Некоторые специалисты по проблемам безопасности критикуют продолжающуюся приверженность США принципу превентивности. "Превентивные удары были и всегда будут потенциально полезным инструментом, но это не то, чем можно шутить и бросать в лицо каждому. Основывать стратегию на превентивности и ставить ее в центр - колоссальная ошибка", - приводит она слова ведущего советника вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Харлана Улльмана.

В то же время в документе подчеркивается, что международное сотрудничество, "особенно с нашими самыми старыми и самыми верными друзьями и союзниками", рассматривается как приоритетное средство урегулирования кризисов, передает "Интерфакс".

Данный документ является первым значительным пересмотром ключевой концепции от 2002 года, в которой обосновывались упреждающие удары по предполагаемым террористическим мишеням.

"Возможно, нам не грозит такой большой опасности ни от одной другой страны, как от Ирана, – предупреждают авторы документа, имея в виду ядерные амбиции Тегерана. – Иранский режим спонсирует терроризм, угрожает Израилю, пытается подорвать мир на Ближнем Востоке и демократию в Ираке".

Основной целью документ называет "трансформационную демократию", несмотря на рост критики по поводу того, что вторжение и оккупация Ирака обернулись дорогостоящим военным и политическим провалом.

Пересмотр концепции начался в прошлом июне под контролем Стивена Хэдли, советника по национальной безопасности. При этом более мягкие формулировки отражают смену взглядов Кондолизы Райс, которая контролировала составление более жесткого документа в 2002 году, когда советником по национальной безопасности была она. Став госсекретарем США, она повернула внешнюю политику в сторону большей многосторонности.

В предисловии к стратегии президент Джордж Буш говорит, что она зиждется на двух столпах: содействии свободе и противодействии глобальным угрозам "во главе ширящегося сообщества демократий". Борьба против воинствующего исламизма названа "крупным идеологическим конфликтом первых лет XXI века".

Миссией Америки по-прежнему является "прекращение тирании в нашем мире", однако "наша Стратегия национальной безопасности идеалистична в целях и реалистична в средствах", подчеркивается в документе.

"Политикой США является поиск и поддержка демократических движений и институтов в каждой нации и культуре при конечной цели покончить с тиранией в нашем мире", - цитирует газета Washington Post текст документа, оказвашегося в ее распоряжении, передает РИА "Новости".

Помимо ужесточения позиции по Ирану, о котором в 2002 году не упоминалось, в документе наблюдается отход от в целом оптимистичного взгляда на Россию. В 2002 году о России говорилось, что она переживает "многообещающий переходный период, стремясь к демократическому будущему", и является "партнером в войне с террором". Теперь США призывают Россию не препятствовать распространению свободы. "Тенденции последнего времени, как ни прискорбно, указывают на сокращение приверженности демократическим свободам и институтам".

В документе США призывают Китай продолжать путь мирного развития. Белый дом, в частности, выражает озабоченность тем, что китайское руководство, по мнению США, "придерживается старого образа мышления и действий, что усиливает обеспокоенность в регионе и по всему миру", сообщает ИТАР-ТАСС.

В то же время Северную Корею, Иран, Сирию, Кубу, Белоруссию, Бирму и Зимбабве американцы называют деспотичными режимами.