Проведение школьной реформы в Латвии болезненно, но необходимо, заявил министр по особым поручениям в делах общественной интеграции Нилс Муйжниекс. Школьная реформа в Латвии предполагает перевод преподавания 60 процентов предметов в русскоязычных школах на язык титульной нации. Его планируется осуществить в 2004 году.
"Многие русские школы в Латвии продолжают готовить выпускников, чьи познания в латышском языке слабы. Если мы не будем решать эту проблему сейчас, то через 20 лет в стране появится целый слой людей, которые не могут найти работу, не могут учиться в вузах из-за незнания языка", - говорит министр.
Он отметил, что целью правительства является, чтобы все выпускники школ знали латышский язык и при этом сохраняли свою национальную идентичность. Перевод 60 процентов преподавания на латышский язык соответствует этим целям, считает Муйжниекс.
Однако русскоязычное меньшинство в Латвии неоднозначно воспринимает "реформу-2004": за этот год в Риге уже прошло уже две массовые акции протеста. Противники реформы также собрали более 100 тыс. подписей, за предоставление школам права самим выбирать язык преподавания.
Нилс Муйжниекс также заявил, что правительство Латвии не намерено обсуждать вопрос предоставления русскоязычным "негражданам" права голоса на муниципальных выборах, сообщает ИТАР-ТАСС.
Он отметил, что одной из причин непредоставления права голоса "негражданам" может быть боязнь политиков потерять власть в органах местного управления крупнейших латвийских городов, включая Ригу, где русскоязычные жители составляют большинство населения.
Русские и русскоязычные жители составляют около 40 процентов от 2,3-миллионного населения балтийской республики. Из них 500 тыс. являются "негражданами". Дать право "негражданам" голосовать на муниципальных выборах Латвии рекомендовали комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес и комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.
Накануне в Риге у здания сейма прошла акция протеста против дискриминации "неграждан"
В Риге в среду прошла акция протеста против дискриминации так называемых "неграждан". По призыву депутатов сейма и рижской Думы от объединения левых оппозиционных партий "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) в сквере у латвийского сейма собрались примерно 300 человек.
Надев картонные костюмы-макеты паспорта "негражданина" и белые повязки на голову с надписью "негражданин" на английском языке (alien), участники акции, по их словам, решили отметить таким образом 12-летие со дня восстановления в Латвии Закона о гражданстве.
Как отметил в интервью NEWSru.com представитель Штаба защиты русских школ, в паспортах неграждан записано слово "alien" - чужой (англ.). Пограничники всего мира смеются над изобретением латвийских властей, так как второй перевод этого слова - инопланетянин.
По его словам, "неграждане" (в просторечии "НЕГРы") лишены политических и ряда других прав, в том числе, прав на некоторые профессии. Несколько лет назад, после долгих колебаний, которые даже привели к проведению референдума, правящий режим сделал возможным массовую натурализацию - получение гражданства "неграми". Однако, в "негритянском" обществе очень неоднозначно относятся к натурализации, ведь этот процесс связан с унизительными проверками знания языка и истории. А в современном Латвийском варианте истории, роль русских отражена весьма специфично и, иногда, унизительно-негативно. Кроме того, нужно заплатить 20 лат (около 35 долларов) и дать клятву верности, которую многие воспринимают, как клятву верности русофобскому режиму. На сегодня в Латвии почти полмиллиона неграждан, а за все годы натурализацию прошли лишь 65 тысяч "негров". В то же время, для того чтобы в условно-демократической стране что-то изменилось, нужны голоса избирателей, а самим людям гражданство дает свободу передвижения, право работать на многих государственных должностях и еще десятки дополнительных прав. Поэтому, многие политики считают, что нужно "сжать зубы, изменить своим принципам, и все-таки натурализоваться".
Инициаторами митинга была фракция Сейма ЗаПЧЕЛ (За права человека в единой Латвии). Митинг поддержал Штаб защиты русских школ.
Участники митинга держали плакаты, на которых было написано: "Выступаем за преодоление раскола, за единую Латвию!". С возвышения, оклеенного плакатами "12 лет предательства", "Долой апартеид в Латвии!", к собравшимся обратились несколько депутатов сейма от левой оппозиции. В частности, депутаты Владимир Бузаев и Юрий Соколовский призвали русскоязычных жителей республики добиваться латвийского гражданства, чтобы отстаивать свои права, сообщает "Интерфакс".
"Каким бы унизительным это вам ни казалось, и какой бы противной вам ни казалась сдача экзамена по истории, - сказал Бузаев, - я все-таки призываю вас нарушить свои принципы, становиться гражданами и отстаивать свои права".
Некоторые плакаты выражали также протест против перевода русских школ на обучение на латышском языке. Собравшиеся аплодисментами встретили активистку Штаба по защите русских школ, студента латвийского университета Анну Искендерову. Она призвала неграждан последовать ее примеру и пройти натурализацию, чтобы стал латвийским гражданином иметь возможность влиять на процесс принятия решений в стране.
Выступивший на митинге депутат сейма от ЗаПЧЕЛ Николай Кабанов заявил, что ему стыдно за руководство страны, которое во время встреч с представителями Евросоюза и других международных организаций пытается отрицать очевидные факты дискриминации русскоязычных и неграждан Латвии.
В ходе митинга не обошлось и без неприятного инцидента. Двое молодых людей, украсившие себя ультраправой символикой, вели себя провокационно и агрессивно. В конце митинга они были задержаны полицией. При этом у одного из них была обнаружена заточка.
15 октября 1991 года в Латвии был принят закон о восстановлении гражданства Латвии жителям предвоенной республики и их потомкам. В соответствии с документом, более полумиллиона жителей страны - бывших граждан СССР - были объявлены "негражданами" и лишены многих политических и социально-экономических прав.
В частности, права участвовать в выборах и быть избранными, а также подвергнуты примерно 60 ограничениям, в том числе запретом на ту или иную профессиональную деятельность.