Великий ученый 20 века Альберт Эйнштейн не носил носков. Такая курьезная, почти что интимная деталь из жизни выдающегося физика стала известна после обнародования в июле коллекции личных писем Эйнштейна.
"Даже в самых торжественных случаях я обходился без носков и скрывал сие отсутствие цивилизованности под высокими ботинками", - писал ученый в одном из писем к своей двоюродной сестре и второй жене Эльзе, пишет New Scientist (текст на сайте Inopressa.ru).
Эти письма, число которых составляет около 1400, передала в дар Еврейскому университету Иерусалима дочь ученого - Марго - на условии, что обнародованы они будут только через 20 лет после ее смерти. Марго умерла 8 июля 1986 года.
Иерусалимский университет утверждает, что "письма опровергают мнение о том, что Эйнштейн был холодным и сторонился своих родственников". Автор теории относительности, который ездил по миру с докладами и исследованиями, писал близким родственницам почти каждый день. В одном из писем в 1921 году он признался, что и его любовь к науке была быстротечной: "Очень скоро я устану от теории относительности. Даже такая страсть улетучивается, когда ей уделяешь слишком много внимания".
Также письма помогут смыть пятна на репутации Эйнштейна. "Люди считают Эйнштейна безответственным и даже жестоким отцом", – говорит Гутфройнд. Однако письма от его сыновей и письма Эльзе показывают его в более положительном свете. "Он описывает своих сыновей с огромным теплом и гордостью и обеспокоен их финансовым благополучием", – говорит Гутфройнд.
Со своей дочерью от второго брака Марго у Эйнштейна были очень близкие отношения. Его письма, адресованные ей, проливают свет на личную жизнь отца теории относительности. Так, например, рассказывая о своей любовнице Этель Михановски, берлинке, которая была на 15 лет его моложе, Эйнштейн писал: "Это правда, М. (Михановски) последовала за мной и в Великобританию, ее преследования уже вышли из-под контроля".
На протяжении длительной переписки речь шла, по меньшей мере, о десятке любовниц. Человек, кто в детстве страдал застенчивостью и дислексией, превратился в неукротимого дамского угодника. В письмах рассказывается о его связях с Маргаритой, Тони, Эстеллой и некоей Л. "Среди всех этих дам, – объясняет он, – единственная, к кому я привязан, это Л., она абсолютно простодушная и приятная".
В переписке также рассказывается, как Эйнштейн потратил свою Нобелевскую премию. Раньше думали, что деньги были положены на счет в швейцарском банке на имя первой жены Милены и их детей, Ганса Альберта и Эдуарда. Но, судя по письмам, Эйнштейн инвестировал большую часть премии в Соединенные Штаты, потеряв почти все из-за Великой депрессии 1929 года.