Главы МИД стран-членов Евросоюза решили не отказываться от Лиссабонского договора, заменяющего собой европейскую конституцию, несмотря на провал референдума по этому документу в Ирландии, сообщает британская телекорпорация BBC. Результат голосования был для многих неожиданным, и перед Европой вновь возникла угроза кризиса трехлетней давности, когда прежний проект евроконституции отвергли на референдумах во Франции и Нидерландах.
На встрече в Люксембурге министры 27 стран договорились, что те государства, которые еще не ратифицировали договор, должны это сделать. Встреча была запланирована заранее для подготовки к двухдневному саммиту ЕС в Брюсселе, который открывается в четверг и теперь будет вплотную заниматься последствиями ирландского референдума.
В Лиссабонском договоре прописан срок его вступления в силу - 1 января 2009 года. Однако до этого времени его должны ратифицировать все 27 государств. Референдум для ратификации необходим только в Ирландии, где все базовые соглашения ЕС требуют поправок к конституции страны, которые принимаются только всенародным голосованием.
Во время заседания в Люксембурге ирландский министр иностранных дел Михаэл Мартин подчеркнул, что пока "слишком рано" искать выход из тупика, в котором оказался Евросоюз вследствие референдума на Зеленом острове. "Решение народа необходимо уважать, и нам нужно проложить дальнейший путь. Пока слишком рано вносить какие-то варианты или предложения. Простых решений нет", - сказал Мартин.
Как отмечает ВВС, искать пути решения предстоит всем участникам саммита. Среди основных вопросов, которые они планируют поднять, есть и такой: нельзя ли провести в Ирландии повторный референдум, и если можно, то как скоро? Однако один из министров сказал ВВС, что саммит на этой неделе может не дать конкретных результатов, и решение может быть отложено до следующей встречи в верхах в октябре. К тому времени станет понятно, сколько еще стран ратифицировали Лиссабонский договор.
Пока же наиболее вероятным выходом, по словам британского обозревателя, может стать декларация, гарантирующая, что Лиссабонский договор никак не затронет политику Ирландии в области абортов, налогообложения и нейтралитета.
Ирландские граждане выступили "против", потому что власти были "за"
Вместе с тем некоторые наблюдатели считают, что ирландцы протестовали не столько против евроконституции, сколько против трудностей жизни у себя в стране. Как отмечала "Российская газета", судьбу ирландского референдума, судя по всему, решили менее обеспеченные граждане страны - городские рабочие и мелкопоместные крестьяне, которые хотели таким образом "наказать" своих руководителей за экономические проблемы в стране.
Как и во Франции с Голландией, многие голосовали "против" потому, что "за" были их правительства. Из всех партий, представленных в ирландском парламенте, против Лиссабонского договора открыто выступала лишь оппозиционная "Шинн Фейн", а правительство Брайана Коуэна, наоборот, всеми силами его поддерживало. Возможно, это тоже отчасти определило настроения избирателей.
Обозреватели отмечают, что правительство в Дублине слабо вело разъяснительную работу, и многие ирландцы не имели ни малейшего представления о сути общеевропейского соглашения. Многие же голосовали "против" в знак протеста против засилья евробюрократии и нежелания, чтобы отныне все важные вопросы жизни Ирландии решались главным образом в Брюсселе и Страсбурге.