Сотрудники американского Федерального бюро расследований в связи с делом о теракте в Бостоне допросили проживающего в Манчестере (штат Нью-Гемпшир) бывшего телохранителя Ахмеда Закаева Мусу Хаджимуратова. В связи с активным интересом следствия к чеченским беженцам представители диаспоры опасаются, что на подход ФБР к расследованию взрывов 15 апреля повлияют российские власти, заинтересованные в том, чтобы опорочить эмигрантов, пишет газета The New York Times.
Агенты ФБР провели уже несколько допросов 36-летнего Хаджимуратова, который был знаком с Тамерланом Царнаевым с 2006 года. Он рассказал журналистам, что во вторник небольшую квартиру его семьи в Манчестере обыскали, следователи также изучили содержимое их личных компьютеров. Кроме того, чеченского беженца и бывшего сепаратиста подвергли проверке на детекторе лжи, а также взяли у него образец ДНК и отпечатки пальцев.
Экс-телохранитель Закаева и его жена Мадина поведали, что Мусу допрашивали в ФБР в течение нескольких часов, а всего встреч со следователями было уже более десяти. Как заявила NYT репортер Voice of America Фатима Тлисова, выросшая на Кавказе и работавшая там журналистом, многие чеченцы в США обеспокоены подобными действиями ФБР. Как отметила Тлисова, люди боятся ложных обвинений в причастности к терактам с подачи российской ФСБ.
Муса Хаджимуратов сообщил, что знает, почему следователи пришли именно к нему. Дело в том, что за несколько недель до взрывов Тамерлан Царнаев вместе с женой и дочерью останавливался у него в квартире. Это была их последняя встреча, всего же они общались несколько раз.
Чеченец рассказал о нападении силовиков в 2001 году
Чеченец не стал скрывать и того, что задолго до приезда в США в 2004 году был телохранителем лидера чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, проживающего в настоящее время в Лондоне. Как пояснил Хаджимуратов, в 1996-1999 годах он был одним из шести телохранителей Закаева.
В 2001 году, по словам чеченца, силовики расстреляли его на глазах у родных, но ему удалось выжить, позже его родственники вывезли его из Чечни в Ингушетию, потом семья переехала в Азербайджан и, наконец, эмигрировала в США. Остальные телохранители Закаева были убиты, отметил Хаджимуратов. В результате полученных тяжелых ранений ноги у Мусы Хаджимуратова парализовало, и сейчас он передвигается на инвалидной коляске.
По данным NYT, прошение Хаджимуратова к американским властям о грин-карте ранее было неоднократно отклонено из-за его прежних связей с боевиками, жена же чеченца имеет гражданство США.
Пили чай, о политике и религии не говорили
Как рассказал чеченец, Царнаевы гостили у них в марте. Тогда они вместе пили чай и говорили о семье, а не о религии или политике, подчеркнул Хаджимуратов. "Нам нечего скрывать", - цитирует NYT слова экс-телохранителя Закаева. Он пожаловался, что сначала следователи разговаривали с ним приветливо, объясняя, что им нужен эксперт по Северному Кавказу, но теперь обращаются с ним как с преступником и задают провокационные вопросы о подготовке Царнаевыми теракта в Бостоне.
Накануне СМИ сообщили о доказательствах террористических намерений Царнаевых. По данным анонимных источников в следствии, Джохар Царнаев перед арестом 19 апреля якобы в письменном виде объяснил причины взрывов. По данным источников, на стенке катера, где он прятался, истекающий кровью младший Царнаев написал, что теракт - это месть американцам за Ирак и Афганистан.
ФБР тесно сотрудничает с российскими силовиками, чтобы установить, что Тамерлан Царнаев делал в январе-июле 2012 года в Дагестане, где он, по одной из версий, мог встречаться с боевиками. В этой ситуации внимание следствия к чеченской диаспоре в США представляется объяснимым и закономерным.
Интерес ФБР к Хаджимуратову может быть связан еще с несколькими фактами. По данным следствия, Тамерлан Царнаев купил фейерверки, из которых добыл порох для изготовления бомб, в городе Сибрук - всего в часе езды от Манчестера, где живет Муса Хаджимуратов. Также известно, что Царнаев упражнялся в стрельбе в тире Манчестера недалеко до дома Хаджимуратова и в там же приобрел оружие и боеприпасы.