Американские разведывательные службы пришли к выводу, что в ходе испытательного ядерного взрыва, осуществленного КНДР на прошлой неделе, был использован плутоний
nti.org
Американские разведывательные службы пришли к выводу, что в ходе испытательного ядерного взрыва, осуществленного КНДР на прошлой неделе, был использован плутоний
 
 
 
Американские разведывательные службы пришли к выводу, что в ходе испытательного ядерного взрыва, осуществленного КНДР на прошлой неделе, был использован плутоний
nti.org

Американские разведывательные службы пришли к выводу, что в ходе испытательного ядерного взрыва, осуществленного КНДР на прошлой неделе, был использован плутоний. Об этом свидетельствуют результаты тестов образцов из атмосферы, взятых после взрыва.

Данные о наличии плутония подтверждают гипотезу, что КНДР обладает всего одной ядерной программой, достаточно зрелой для производства оружия массового поражения на основе плутония. Но завершенной урановой программы у Северной Кореи пока нет, пишет The New York Times (полный текст на сайте Inopressa).

"Это хорошая новость, - заявил Зигфрид Хекер, бывший директор Национальной лаборатории Лос-Аламос, - так как у нас есть довольно адекватное представление о том, сколько плутония они произвели". Хекер, который побывал в КНДР и является одним из немногих иностранцев, видевших части ее ядерной инфраструктуры, предположил, что "они попробовали испытать довольно сложное устройство и столкнулись с проблемами в том, чтобы взорвать его правильно".

О поставке плутониевых материалов известно с тех дней, когда международные инспекторы вели учет топливных стержней в северокорейском реакторе. По оценкам аналитиков разведки, у КНДР достаточно материала для создания 6-10 плутониевых боеголовок.

На фоне старательного поиска разведкой признаков подготовки Северной Кореей новых испытаний госсекретарь США Кондолиза Райс предупредила КНДР, что в случае подобных провокационных действий стране грозит дальнейшая изоляция.

На прошлой неделе Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию, вводящую санкции на военную продукцию и предметы роскоши. По мнению Райс, это стало свидетельством "сильной и твердой позиции, сильной и твердой реакции" на ядерные испытания Ким Чен Ира. При этом она сказала, что мировое сообщество хочет "оставить открытой дверь для КНДР, которая может пойти другим курсом, если захочет это сделать".

Однако некоторые аналитики предполагают, что желание Китая и Южной Кореи продолжать экономические и деловые отношения с КНДР может перевесить требования соблюдать санкции.

Посол Китая в ООН Ван Гуанъя уже заявил, что его страна будет проводить тщательный досмотр грузов на сухопутной границе, но останавливать суда и подниматься на борт в поисках баллистических ракет, оборудования для производства боеголовок и материалов, которые можно использовать для производства ядерного, химического и биологического оружия китайские инспекторы не будут.

"Это резолюция, которую мы обязаны выполнять, – заявил Ван Гуанья. Но инспекции – это не то же самое, что запрещение и перехват. Думаю, что разные страны будут делать это по-разному".

Тем временем в Соединенных Штатах не утихают споры о степени ответственности режимов Клинтона и Буша за ситуацию вокруг Северной Кореи.

В бытность свою президентом Клинтон достиг соглашения о замораживании производства и обогащения до оружейного уровня северокорейского плутония. Тогда Ким Чен Ир уступил американскому давлению, поскольку администрация Клинтона угрожала КНДР уничтожением северокорейского топлива и объектов ядерной переработки. Уильям Перри, озвучивший в 1994 году на посту министра обороны США эти угрозы, вспоминает: "Был короткий момент, когда можно было поймать плутоний, прежде чем он превратился в топливо для бомбы. Он кончился. Теперь он сорвался с привязи".

Правда потом выяснилось, что корейский лидер схитрил, и КНДР начала секретную программу по обогащению урана еще при Клинтоне. В отличие от своего предшественника, Буш предпочитал не дразнить северокорейского правителя военными угрозами.

Плутоний, взорванный КНДР, по оценкам разведки, был произведен либо во времена первого президентства Буша, либо после 2003 года, когда КНДР выгнала международных инспекторов и начала переработку отработанного ядерного топлива, которое инспекторы опечатывали.

В настоящий момент американские источники сообщают о продолжающейся активности на испытательном полигоне. Это наводит на мысль о подготовке в КНДР новых ядерных испытаний .