На следующей неделе в городе Бонн, Германия, должен начаться суд над таинственным взломщиком, именуемым "хакер Хэлл", известным своими атаками на аккаунты и почтовые ящики российских оппозиционеров. Его обвиняют в несанкционированном доступе к информации (статья 202а Уголовного кодекса ФРГ), в связи с чем ему грозит штраф или лишение свободы на срок до трех лет, сообщает интернет-издание Slon.ru со ссылкой на оппозиционера Алексея Навального.
Жертвами хакера становились такие общественные деятели, как писатели Борис Акунин и Эдуард Багиров, депутат Виктор Алкснис, журналист Андрей Мальгин. В 2011 и 2012 годах Хэлл взламывал электронную почту и аккаунты в соцсетях, принадлежащие Навальному. Он и его соратники в течение нескольких лет собирали информацию о хакере. В августе 2012 года московская полиция сообщила, что взломы совершались с территории Германии.
Осенью 2012 года собранная информация была отправлена в немецкую прокуратуру. В конце 2013 года в Бонне дома у предполагаемого Хэлла прошли обыски. Были изъяты диски и другие носители информации, которые указали на связь между "хакером Хэллом" и проживающим в Бонне безработным гражданином России, имя и фотографию которого немецкая прокуратура рекомендовала не публиковать.
По одной из версий, настоящее имя Хэлла - Сергей Максимов, он родом из Москвы, ему где-то между 35 и 45 годами. В Германию Максимов переехал в конце 1990-х годов вместе с родителями.
Высказывались также подозрения, что Хэлл был завербован российскими спецслужбами и по их заказу расправляется с неугодными оппозиционерами. Сам хакер, впрочем, настаивал на своей независимости. А поклонники "теорий заговоров" предпочитают считать, что Хэлл - лишь совместный проект группы одаренных программистов. Работающих, впрочем, также на ФСБ.
Задержание Хэлла произошло не без участия Навального
В своем блоге оппозиционер Алексей Навальный рассказал, что расследование дела Хэлла было проведено с участием его команды. Он обратил внимание на то, что взлом его почты был проведен после того, как его ноутбук и телефон изъяли в ходе обыска, а сообщения из почты Навального легли в основу нескольких уголовных дел против него.
"Три года назад мы провели кропотливую, дотошную и жутко неприятную работу - собрали и структурировали все, что было известно о том, кто этот «хакер» на самом деле. Неприятную потому, что пришлось перечитывать, сортировать и переводить бесконечные графоманские бредни этого "хакера", - рассказал Навальный.
По словам Навального, прокуратура Бонна наделила его статусом со-истца, и обязала явиться на судебное заседание и дать показания. "Я, разумеется, приложу все усилия, чтобы смочь лично появиться на одном из заседаний", - указал Навальный, объяснив, что ему, как условно осужденному, могут, по "усмотрению "органов", не выдать загранпаспорт. Однако он пообещал, что трансляция с процесса будет организована.
"Дело против "хакера" заведено уголовное, а это значит, что ему грозит все, что угодно от штрафа до тюремного срока в случае, если его вина будет доказана", - указал Навальный.