Лидер Китайской народной республики Си Цзиньпин приехал с визитом в Индию и встретился с премьер-министром Нарендрой Моди
Reuters
Лидер Китайской народной республики Си Цзиньпин приехал с визитом в Индию и встретился с премьер-министром Нарендрой Моди Си Цзиньпин, 17 сентября 2014 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Лидер Китайской народной республики Си Цзиньпин приехал с визитом в Индию и встретился с премьер-министром Нарендрой Моди
Reuters
 
 
 
Си Цзиньпин, 17 сентября 2014 года
Reuters
 
 
 
Нарендра Моди оказал Си Цзиньпину теплый прием. 17 сентября Моди отмечал свой 64-й день рождения, и китайский лидер вместе со своей супругой присоединились к праздничному ужину, который, кстати, состоял из 150 разных блюд
Reuters

Лидер Китайской народной республики Си Цзиньпин приехал с визитом в Индию и встретился с премьер-министром Нарендрой Моди. Целью китайской стороны, по всей видимости, является укрепление отношений со своим соседом, как дипломатических, так и экономических, при этом, заметим, у Индии и Китая есть нерешенные территориальные споры.

Как сообщает South China Morning Post, Нарендра Моди оказал Си Цзиньпину теплый прием. 17 сентября Моди отмечал свой 64-й день рождения, и китайский лидер вместе со своей супругой присоединились к праздничному ужину, который, кстати, состоял из 150 разных блюд. Отмечается, что на столе были преимущественно гуджаратские яства (Гуджарат - это родной штат Моди). После ужина лидеры стран отправились в индийскую столицу.

Во время переговоров стороны обсуждали интенсификацию экономических связей и увеличение китайских инвестиций в Индии. Однако сотрудничество двух крупнейших азиатских стран подрывается непрекращающимися территориальными спорами на границе в Гималаях, отмечает AP.

В ходе переговоров Моди выразил обеспокоенность тем, что торговый дисбаланс между Китаем и Индией усиливается, и обратился за помощью к лидеру КНР по вопросу доступа на китайский рынок для индийских компаний и инвестиционным возможностям в Китае.

- Китай сближается с Индией, чтобы не дать той плотнее сотрудничать с Японией

Китай, в свою очередь, планирует вложить десятки миллиардов долларов в экономику Индии, передает "Интерфакс". Представители Китая и Индии подписали в Дели в общей сложности 12 деловых соглашений. Одно из соглашений предусматривает инвестиции в индийскую экономику - 20 млрд в течение пяти лет.

Планируется оказать помощь Индии в модернизации железнодорожной системы страны, строительство промышленных зон в штатах Гуджарат и Махараштра. Также Индия получит более выгодные условия для экспорта сельскохозяйственной и фармацевтической продукции - китайский рынок будет доступнее. Кроме того, КНР и Индия заключили сделки на сумму более трех млрд долларов на аренду воздушного транспорта и в телекоммуникационной сфере.

Также Си Цзиньпин высказался в поддержку полноправного членства Индии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). "Мы приветствуем и поддерживаем намерение Индии и Пакистана как можно скорее официально стать новыми членами ШОС ", - заявил он, добавив, что уверен в адекватности решений Моди в рамках этой организации.

По мнению Си Цзиньпина, статус Индии как полноправного члена ШОС позволит более эффективно обеспечить безопасность в регионе. ШОС объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Статусом наблюдателя при ней обладают Индия, Иран, Монголия, Пакистан и Афганистан.

Что касается экономических планов Китая, то ранее индийские СМИ писали, что китайский лидер настроен серьезно. Как сообщает газета Corriere della Sera, которую цитирует InoPressa, Си Цзиньпин перед приездом в Индию, по мнению индийской прессы, прославлял новые отношения между "китайским драконом" и "индийским слоном".

Председатель КНР подчеркнул, что между "Китаем - мировой фабрикой" и "Индией - офисом планеты" необходимо создать наиболее конкурентоспособную производственную базу и более привлекательный рынок для потребителей всего мира. Как сообщает автор статьи, Китай готов инвестировать в строительство железных дорог и автострад в Индии, и первое соглашение было подготовлено к подписанию: Китай выделит 6,8 млрд долларов на строительство двух индустриальных парков на индийской территории.

Стоит отметить, что за прошедшие 14 лет китайские инвестиции в Индию составили всего 700 миллионов долларов. В свою очередь, Моди ищет доступ на китайский рынок для информационных услуг, технологий и фармацевтических товаров. Журналисты отмечают, что переговоры двух лидеров были непросты, однако торговые соглашения между странами можно назвать выгодными и по-настоящему эпохальными.

Китай является первым торговым партнером для Индии, которая, однако, для Пекина всего лишь 12-я. Товарообмен между двумя странами оценивается почти в 70 млрд долларов, но дефицит Индии составляет 30 млрд; ВВП Китая в шесть раз превышает ВВП Индии.

Китай сближается с Индией, чтобы не дать той плотнее сотрудничать с Японией

Помимо экономических выгод, Китай заинтересован в усилении партнерства с Индией в ущерб Японии. Недавно Моди обсуждал в Токио вопрос о предоставлении Японией инвестиций в размере 33 млрд в течение пяти лет и поставок вооружения. "Си Цзиньпин не хочет иметь дело с индо-японским союзом и приехал с большими обещаниями", - отмечалось в статье Corriere della Sera.

В Китае всерьез считают Японию страной, угрожающей китайской национальной безопасности. "Возрождение японского милитаризма представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности Китая. Это реальная угроза, с которой Китай уже столкнулся сейчас и на которую ему придется реагировать в обозримом будущем", - заявил один из представителей китайского генералитета, передает "Российская газета".

"Если Соединенные Штаты - это стратегический вызов для нас в долгосрочной перспективе, то Япония - реальная угроза, которую нельзя игнорировать", - подчеркнул он, добавив, что "половины либо даже трети китайской армии будет достаточно, чтобы разгромить Японию".

Стоит отметить, опросы общественного мнения показывают, что большинство населения двух стран по-прежнему считают территориальные споры за острова Дяоюйдао (Сенкаку) значимыми для двусторонних отношений, которые могут ухудшиться к 2020 году настолько, что начнется война.

Конфликты на границе в Гималаях не помешают сотрудничеству Китая и Индии

Эксперт из Шанхайского института международных исследований Чжао Ганьчэн считает, что обе стороны все же смогут сотрудничать, несмотря на сохраняющиеся пограничные споры. Военный эксперт из Пекина Ли Цзе считает, что китайская сторона стремится установить личный контакт с индийским премьером. Другой военный специалист отметил, что Китай хочет снизить территориальную напряженность в отношениях с Индией из-за того, что та может сблизиться на этой почве с Японией.

Правда, конфликты на индо-китайской границе лидерам стран было сложно обойти. После переговоров премьер-министр Индии Нарендра Моди на пресс-конференции выразил озабоченность неоднократными инцидентами на границе. Оба лидера заявили, однако, что мир и стабильность необходимы для экономического роста и развития регионов. "Мир и спокойствие в приграничном регионе составляет существенную основу для взаимного доверия и реализации всего потенциала наших отношений", - подчеркнул Моди. Заметим, что Си Цзиньпин является первым китайским президентом, посетившим Индию за последние восемь лет. Моди называл их переговоры "исторической возможностью" и заявил, что страны "могут начать новую эру в отношениях".

Разногласия на спорной границе в Гималаях, где отсутствует четкая демаркация, возобновились на этой неделе, когда индийские официальные лица заявили, что китайские солдаты вошли в регион Ладакх в индийском Кашмире и раскинули лагерь, начав строительство дороги.

Китай претендует на около 90 тысяч квадратных километров земли в индийском северо-восточном штате Аруначал-Прадеш, в то время как Индия говорит, что Китай оккупирует 38 тысяч квадратных километров территории на плато Аксай Чин. В августе прошлого года страны подписали "Соглашение о военном сотрудничестве на границе", которое включает ряд мер по обеспечению безопасности вдоль так называемой линии фактического контроля. В документе содержатся договоренности не стрелять и не преследовать подразделения другой стороны, пересекшие "линию фактического контроля".