Правительство Эстонии приняло разработанный министерством образования и науки проект постановления "О требованиях к знанию и использованию эстонского языка". В соответствии с ним с 1 июля 2008 года удостоверения о знании языка, выданные до 1 июля 1999 года, объявляются недействительными, а их обладателям придется пройти повторное тестирование, сообщает ИТАР-ТАСС.
Постановление касается всех лиц, не проходивших школьного обучения на эстонском языке, но занимающихся родом деятельности, предусматривающим общение с подчиненными или клиентами. Сдача языкового экзамена ожидает и тех, кто решит сменить место работы.
По словам министра образования Тыниса Лукаса, таким образом правительство привело требования министерства к знанию государственного языка в Эстонии в соответствие со стандартами Евросоюза.
В Эстонии все поступающие на работу жители республики обязаны не только владеть эстонским языком на достаточном уровне, но и представлять удостоверение о сдаче языкового экзамена.
От сдачи экзамена освобождаются только те, кто окончил на эстонском языке хотя бы начальную школу. Как правило, это сами эстонцы.
Представители русскоговорящего меньшинства - примерно треть населения Эстонии - должны проходить языковое тестирование. Именно полученные ими удостоверения перестают быть действительными, а их знания ставятся под сомнение принятым сегодня правительственным актом.
Ответственность за "неприменение утвержденных правительством требований со стороны работодателя и их несоблюдение служащим или работником" карается денежным штрафом в размере до 1000 евро.
Теперь любого сотрудника могут уволить "за незнание языка"
Министр не смог развеять опасения журналистов по поводу того, что новое постановление может привести к произволу работодателей.
Он сообщил, что контроль за соблюдением постановления будет возложен на языковую инспекцию. Ее деятельность в последнее время вызывала резкое недовольство среди русскоязычного населения, которая прозвала ее "языковой инквизицией", а также подвергалась критике правозащитной организации "Международная амнистия", напоминает "Интерфакс".
Однако Лукас заявил, что "доволен деятельностью языковой инспекции". Теперь на нее возлагается функция судьи в ситуации, когда работодатель, возможно, захочет воспользоваться новым постановлением с целью устранения неугодного подчиненного. В этом случае руководитель должен перед увольнением такого сотрудника проконсультироваться с языковой инспекцией. Если же претензии к работнику возникнут у инспекции, она также обязана проконсультироваться с работодателем. По мнению министра, "это будет гарантировать права обеих сторон".