Российские парламентарии выступили с инициативой принять Сербию в состав Содружества независимых государств и Организации договора о коллективной безопасности. Таким образом, Москва предлагает Белграду альтернативу вступлению в Евросоюз, за которое выступает прозападный президент страны Борис Тадич.
Вопрос будет рассмотрен, "если Сербия все больше будет пребывать в изоляции со стороны европейских государств и мирового сообщества в плане признания Косово", цитируют главу комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова "Известия". Однако в прошлый раз стремление к союзу с Белградом не ушло дальше громких заявлений, а попытку принять Сербию в СНГ наверняка заблокируют другие участники союза. В то же время Москва сама не горит желанием заключать военный союз, предусмотренный ДКБ, со столь беспокойной страной.
Идея о том, чтобы оформить союз с Сербией в рамках одной из этих международных организаций, далеко не нова, напоминает газета "Взгляд". Еще в 1999 году скупщина Югославии проголосовала за присоединение республики к союзу России и Белоруссии. Российский парламент поддержал данное предложение, рекомендовав президенту Борису Ельцину и правительству незамедлительно начать подготовку к этому процессу. Однако дело так и ограничилось декларациями.
Теоретически уставы СНГ и ОДКБ позволяют расширять эти организации за счет присоединения любых суверенных государств, однако лишь при полном одобрении всех участников союза. "Не знаю, как может решиться вопрос по присоединению Сербии в рамках СНГ, так как там есть Грузия и Украина, но в ОДКБ перспективы хорошие", - добавил Озеров. Напомним, что Договор о коллективной безопасности подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Первый заместитель председателя думского Комитета по делам СНГ Константин Затулин полагает, что поддержать Сербию таким образом можно, однако союз - "это слишком прекрасно, чтобы быть правдой". Парламентарий признал, что вхождение в такое "аморфное политическое объединение", как СНГ, вряд ли будет интересно сторонам. Совсем другое дело – ОДКБ, однако возникает вопрос "насколько Россия готова взять на себя подразумеваемые договором обязательства, ведь ОДКБ – это оборонный союз". В случае присоединения Сербии к ОДКБ ее защита станет прямой обязанностью России.
Наблюдатели отмечают также, что сами сербы пока вовсе не высказываются за союз с Россией. Сторонников и противников этого шага в стране примерно столько же, сколько и у вступления в Евросоюз, напомнил Затулин.
Россия по-прежнему считает отделение Косово незаконным
Тем временем замминистра иностранных дел Александр Яковенко подчеркнул, что "в вопросе по Сербии наша позиция остается прежней, признание независимости Косово не соответствует международному праву". Ранее глава МИД Сергей Лавров утверждал: "В Косово продолжаются попытки силой заставить людей жить в государстве, которое создано незаконно". А справиться с проблемой, пояснил Лавров, можно только правовыми методами, "объясняя всю двуличность этой ситуации, всю ее опасность для международных отношений с непредсказуемыми последствиями".
Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что ситуация в Косово все больше выходит из-под контроля политиков, поддержавших отделение края. "Они считали, что народ, будучи униженным, никогда не посмеет выступить против того, что у него вырывают собственную страну и лишают гражданства своей родины", - патетически прокомментировал Рогозин столкновения этнических сербов с полицией и миротворцами в Митровице. В то же время он оговорился: "Россия не выступает в качестве защитника или адвоката сербов или Сербии как таковой - мы твердо стоим на позиции защиты международного права".
"Сейчас требуется только одно: тем, на чьей стороне физическая сила - то есть KFOR, необходимо одуматься, остановиться, успокоить ситуацию, успокоить страсти и понять, что есть только один выход - вернуться к политическому решению данного конфликта на базе резолюции СБ ООН номер 1244", - подчеркнул постпред России при НАТО.
Резолюция номер 1244, принятая в 1999 году, определила временный статус Косово. В соответствии с ней в край были введены миротворческие войска, он стал фактическим протекторатом ООН. В документе выражалась приверженность "принципам суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других стран региона".